В этом крохотном помещении нет камеры, нет громоздкой осветительной техники, привычной суеты съемочной площадки... Это просто репетиционная в театре «Современник». И все-таки здесь чувствуется кино. Во всем — в лицах репетирующих актеров, которых мы видели не раз на экране, — Олег Табаков, Лидия Толмачева, Валентин Гафт, Игорь Кваша. И в режиссере — одном иэ крупнейших мастеров мирового кино, Анджее Вайде, чьи фильмы «Пепел и алмаз», «Канал», просто «Пепел», «Все на продажу» шли на наших экранах. Театр и режиссер встретились здесь, чтобы поставить пьесу современного прогрессивного американского драматурга Дэвида Рэйба «Как брат брату».
«Как брат брату» не первая работа режиссера в театре. За полтора десятка лет он успел поставить и «Гамлета», и «Двое на качелях», и «Свадьбу», а в прошлом году событием польского театрального сезона стала его постановка «Бесов» Достоевского на сцене краковского театра имени Словацкого. Но и в театральных своих постановках Вайда остается режиссером кинематографическим. Выть может, это не определить словесно, но и в работе с актерами, и в декоративном оформлении спектакля, и в мизансценировке — всюду ощущается кинематографический глаз, кинематографическая рука.
И Вайда начинает каждую сцену почти одинаково — умиротворенной семейной фотографией за общим столом, перед телевизором, откуда все расходятся по своим углам, чтобы вернуться, сказать другому что-нибудь колкое и оскорбительное и снова спрятаться в свое убежище. Вся пьеса построена на этом принципе маятника, качающегося от комической жанровости бытовых зарисовок к истошной искренности на грани истерики.
— Я так и говорю актерам, — рассказывает Вайда, — на сцене одновременно разыгрываются как бы две пьесы. В одном углу актер играет комедию, потом переходит к другой кулисе, и оказывается, что происходит на самом деле трагедия. Это вытекает из драматургии Рэйба, написавшего пьесу откровенно автобиографическую. Ему двадцать шесть лет, он тоже воевал во Вьетнаме, вернулся, натолкнулся на глухую стену равнодушия и безразличия, разозлился и написал «как брат брату». Его герои не допускают до себя и тени драматизма, он кажется им блажью, патологией, болезнью.
Естественно, что в этой драматургии главное слово принадлежит актерам, а не режиссуре.
— А актеры это удивительные... Честно говоря, я взялся за постановку главным образом потому, что знал: работать придется именно с ними. И дело даже ие в том, что они находятся в состоянии постоянной творческой готовности, что просто фонтанируют замыслами, находками, что сами режиссируют собственные роли. Дело в том, что резервы их способностей, их творческого воображения в этой пьесе раскрываются далеко не полностью. Они способны сделать много больше. Я понял это с самого начала, когда почувствовал, что правильно распределил роли. Ибо в отличие от кино в работе театрального режиссера мне кажется наиболее важным именно это — выбор актера.
По-моему, это единственный момент, который зависит от вдохновения. Все остальное — вопрос техники, опыта, ремесла. А здесь было из кого выбирать...
В самом деле, папу Оззи играет Валентин Гафт, маму Харриет — Лидия Толмачева, Дэвида — Игорь Кваша, Рикки — Олег Табаков, отца Дональда — Александр Вокач, Занг, девушку из Вьетнама, — студентка театрального училища имени Щепкина Домна Иванова. Получите дополнительные преимущества, используя
промокод Вавада активный , который предоставляет дополнительные бонусы и фриспины. Не упустите шанс увеличить свой банкролл и испытать свою удачу в разнообразных играх!