блог по охране труда

Обратитесь за бесплатной консультацией 928-26-48

Присоединяйтесь к нам!

Найти на сайте:

СПЛАНИРУЙТЕ РАЗРАБОТКУ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ

АНАЛИЗ ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы тщательно изучим все тонкости и специфику деятельности Вашей организации, чтобы разработать максимально эффективную систему.

РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТАЦИИ

Все необходимые в Вашей организации процедуры и бизнес-процессы будут задокументированы и взаимосвязаны.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ

Разработанная система будет работать и постоянно совершенствоваться, а мы научим этому Вас и Ваших работников.

ПОЛУЧИТЕ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (ISO, OHSAS)

Мы с готовностью окажем Вам полноценную поддержку при сертификации разработанных систем, а Вы обретёте дополнительное конкурентное преимущество.

ПРОВЕДИТЕ АУДИТ ВАШЕЙ СИСТЕМЫ

Наши специалисты приедут к Вам и проведут качественный аудит Вашей системы управления, а Вы получите понятный и содержательный отчет. Абсолютно бесплатно.

Обратитесь за бесплатной консультацией 928-26-48

Кем осуществляется управление охраной труда в организации?

кем осуществляется управление охраной труда в организации

В самом начале деятельности любой организации (и далее) возникает вопрос, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Интересно, что на каждом этапе жизненного цикла организации ответ на этот вопрос может быть разным. Так, в зависимости от своих целей предприятие увеличивает штат своих сотрудников или сохраняет постоянное их число. Как Вы уже догадались, орган управления охраной труда напрямую зависит от количества работников Вашей организации. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Кем осуществляется управление охраной труда в организации (менее 50 работников)

В случае, когда штат организации насчитывает менее 50 работников, ответственность ложится на одного из них. Как правило, этим работником является непосредственный руководитель организации. Однако, если было принято решение возложить ответственность на иного работника, то следует это закрепить локальным нормативным актом — приказом о назначении ответственного за охрану труда. Если такой акт отсутствует, то ответственным автоматически становится руководитель (генеральный директор, заведующий и др.) организации.

Кем осуществляется управление охраной труда в организации (от 50 до 700 работников)

Как только Ваша организация вырастает до 50 человек, согласно трудовому Законодательству, штатная расстановка должна включать, как минимум, ещё одну единицу — специалиста по охране труда, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Впрочем, если предприятие масштабное, и имеет разветвленную структуру, больший смысл имеет организовать службу охраны труда. О том же говорил и п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N14.

«…В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.»

Позднее данное требования было «перекрыто» Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, а минимальный размер численность работников, когда создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда, был сокращен со 100 до 50 человек.

Вне зависимости от того, кем осуществляется управление охраной труда в организации, ответственный (будь то рядовой работник, специалист или служба охраны труда) несет определённую ответственность, которая закреплена в соответствующих документах:

  • для ответственного по охране труда в локальном документе по охране труда, устанавливающем данную ответственность;
  • для специалиста по охране труда
  • в отдельной должностной инструкции для специалиста по охране труда;

  • для службы охраны труда в специальном положении о службе охраны труда в организации.

Содержание указанных зон ответственности подробно раскрывается в процедуре системы управления охраной труда «Распределение обязанностей по охране труда» и является одним из ключевых элементов СУОТ.

Подведём итог

Определить, кем осуществляется управление охраной труда в организации, совсем несложно. Если штат организации не превышает 50 человек, то ответственность за охрану труда возлагается на руководителя (автоматически), или на любого работника (приказом). Если же организация настолько велика, что штатная численность превышает 50 работников, то Закон уже требует вводить отдельную должность специалиста по охране труда, или организовывать службу охраны труда.

Создание и функционирование системы управления охраной труда — обязанность работодателя

создание и функционирование системы управления охраной труда

Создание и функционирование системы управления охраной труда — обязанность каждого работодателя вне зависимости от размеров и специфики организации. И неважно, руководите Вы целым заводом, или у Вас небольшой салон красоты. Потому как согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Вам необходимо разработать и внедрить СУОТ в деятельность своей организации. Поэтому сегодня мы решили поговорить о том, что значит данное требование и чем грозит его невыполнение, поговорим сегодня.

На основе чего проводится создание и функционирование системы управления охраной труда?

Существует ряд нормативно-правовой и технической документации, на основе которой составляется и внедряется СУОТ. Об этих документах мы говорили ранее, обсуждая с Вами, из чего состоит система законодательства по охране труда. Напомним основные из них:

  • «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
  • Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
  • Письмо Минтруда России от 31.10.2016 N 15-1/10/В-8028 «О создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда»
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию.
  • ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Общие требования

Особенно важно, что если Федеральный закон с приказом Министерства труда регламентируют непосредственную необходимость и порядок разработки, то стандарты определяют, как именно формируются элементы системы.

Что будет, если не организовать создание и функционирование системы управления охраной труда?

Разработка и внедрение СУОТ является обязательной для каждой организации, так говорит Трудовой кодекс Российской Федерации. Поэтому игнорировать данное требование значит нарушить закон. Чем же грозит не вспомнить про создание и функционирование системы управления охраной труда? Давайте разберемся.

Обратимся к ст. 5.27.1 КоАП РФ, «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2.000 до 5.000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 50.000 до 80.000 рублей.

Более того, повторное несоблюдение требования разработать СУОТ грозит наложением дополнительных санкций. Обращаемся к той же статье Кодекса об административных правонарушениях:

…наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30.000 до 40.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100.000 до 200.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, за невыполнение требования создать и внедрить СУОТ организация может поплатиться штрафом от 50.000 до 200.000 рублей, а то и вовсе приостановлением деятельности на 90 суток.

Подведём итог: создание и функционирование системы управления охраной труда — неукоснительная обязанность работодателя. Это требование содержится в Трудовом кодексе, подкрепляется Приказом Минтруда и разъясняется соответствующими ГОСТами. И, естественно, невыполнение этого требования карается административным штрафом, вплоть до приостановления деятельности организации до 90 суток.

Положение о СУОТ в ДОУ: советы к разработке

положение о СУОТ в ДОУ

На опасность упустить детали нельзя закрывать глаза, в особенности тогда, когда это безопасность воспитателей и детей. Это же касается и системы управления охраной труда в дошкольных образовательных учреждениях: положение о СУОТ в ДОУ требует максимальной концентрации и тщательной проработки. И, конечно же, центральный, образующий элемент системы не так прост, как кажется на первый взгляд, и имеет принципиальные отличия от Типового положения о СУОТ. В этой статье мы покажем Вам, как разделить рабочий процесс на более простые этапы и учесть все тонкости составления положения в дошкольных образовательных учреждениях.

Положение о СУОТ в ДОУ: совокупность классических элементов

Как и все другие положения о системе управления охраной труда, положение о СУОТ в ДОУ имеет классическую структуру, унаследованную от Типового положения о СУОТ. В нём содержится и политика работодателя в области охраны труда, процедуры аудита системы и управления её документами. Положение так же включает в себя краткое описание процедур, отражающих алгоритм проведения необходимых мероприятий по охране труда: обучение по охране труда, специальную оценку условий труда, организацию и проведение медицинских осмотров. Как и во всех остальных случаях, положение о СУОТ в ДОУ утверждается специальным приказом.

Положение о СУОТ в ДОУ: разбор специфики

  • Распределение обязанностей в сфере охраны труда. Данный элемент положения о СУОТ полностью зависит от штатной расстановки дошкольного образовательного учреждения: он может быть дополнен или сокращен в зависимости от учреждения. В среднем, ответственность в части охраны труда в ДОУ распределяется между специалистом (или службой) по охране труда, руководителем ДОУ, заведующим хозяйством, и делопроизводителем.
  • Локальная документация по охране труда. Во исполнение ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов (НПА), содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности учреждения. Положение о СУОТ в ДОУ определяет, какие именно НПА регулируют охрану труда в учреждении. Как правило, основные отличия от стандартного пакета документов по охране труда составляют инструкции по охране труда (для воспитателя детского сада, при уборке помещений в детском саду, при работе в пищеблоке и др.)
  • Управление профессиональными рисками. Специфика дошкольных образовательных учреждений накладывает отпечаток и на совокупность профессиональных рисков, с которыми сталкиваются работники ДОУ. В составлении этой части положения мы рекомендуем обратить внимание на опасности психических нагрузок, стрессов, опасности недостаточной освещённости в рабочей зоне и, естественно опасности, связанные с организационными недостатками.

Скачать положение о СУОТ в ДОУ

Безусловно, для каждого дошкольного образовательного учреждения положение о СУОТ в ДОУ должно быть разработано индивидуально, с учётом расстановки штатного расписания ДОУ. Тем не менее, наш опыт позволяет представить усреднённый документ, который может послужить Вам отправной точкой, но не готовым решением. Будьте внимательны и обязательно адаптируйте это положение под своё учреждение, а скачать его можно будет по этой ссылке совсем скоро.

Какова роль службы охраны труда в деятельности СУОТ?

роль службы охраны труда в деятельности СУОТ

Службе охраны труда отводится одно из главных мест в числе элементов системы управления охраной труда. Подчиняясь непосредственно руководителю организации, служба ответственна за координацию работ СУОТ, организацию проверок системы и подготовке рекомендаций по её совершенствованию. Как же правильно изложить это в системе управления охраной труда? В этой статье мы определим роль службы охраны труда в деятельности СУОТ, указав возможные зоны ответственности и полномочий службы в рамках работы системы.

Руководящая (контролирующая) роль службы охраны труда в деятельности СУОТ?

В рамках работы СУОТ служба системы охрана труда принимает на себя обязанности по руководству и контролю за рядом процессов, а именно:

  1. руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя;
  2. контролирование обеспечения работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
  3. контроль за соблюдением требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части:
    • охраны труда,
    • режимов труда и отдыха работников,
    • указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
  4. регулирование состояния условий и охраны труда;
  5. контроль за обеспечением, выдачей, хранением и использованием средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;

Организационная роль службы охраны труда в деятельности СУОТ

Помимо руководства и контроля силами самой службы охраны труда выполняется осуществление и организация мероприятий и процедур по охране труда, а именно:

  1. обеспечение функционирования СУОТ;
  2. подготовка и проведение проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
  3. организация и проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
  4. координация разработки структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
  5. осуществление оперативной и консультационной связи с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
    участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;

Вспомогательная роль службы охраны труда в деятельности СУОТ

Вместе с тем служба охраны труда, согласно регламенту системы, принимает активное участие во всех необходимых процессов из области охраны труда. К примеру, в компетенцию работников службы охраны труда входит:

  1. участие в организации и проведении подготовки по охране труда;
  2. рассмотрение и внесение предложений по пересмотру:
    • норм выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты,
    • смывающих и обезвреживающих веществ,
    • молока, лечебно-профилактического питания,
    • продолжительности рабочего времени,
    • а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
  3. участие в организации и проведении специальной оценки условий труда;
  4. участие в управлении профессиональными рисками;
  5. выдача указаний (предписаний) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контроль их выполнения;
  6. участие в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведение учета и отчетности по ним, анализ их причины, организация мероприятий по предупреждению повторения аналогичных случаев, контроль их выполнения.

Подводя итог

Роль службы охраны труда в деятельности СУОТ не только является центральной, но и многосторонней. В деятельности СУОТ служба охраны труда несёт в себе, как минимум, контролирующую, организационную и вспомогательную функции. Максимально полно эти функции описываются в процедуре «Обеспечение функционирования СУОТ», являющейся неотъемлемой частью системы.

План управления неприемлемыми рисками СОУТ

план управления неприемлемыми рисками СУОТ

В ходе идентификации профессиональных рисков (в рамках реализации соответствующей процедуры СУОТ) выявленные опасности несут в себе разную вероятность наступления и тяжесть последствий. Чтобы предотвратить наступление наиболее пагубных, составляется план управления неприемлемыми рисками СУОТ. Как составить этот план, выполнить, актуализировать и задокументировать, расскажем в нашей статье.

План управления неприемлемыми рисками СУОТ: принципы составления

Итогом процедуры системы управления охраной труда «Управление профессиональными рисками» становится план управления неприемлемыми рисками СУОТ, если таковые были выявлены. Этот план строится согласно следующим правилам:

  • иерархия целей и мероприятий по их достижению определяется исходя из принципа «максимальный результат при минимальных затратах ресурсов с учётом фактора времени»;
  • в отдельных случаях более целесообразно принять к исполнению мероприятие, требующие больших затрат, однако обеспечивающие улучшение условий труда большему количеству работников (или снижение неприемлемых рисков, несущих наиболее пагубные воздействия;
  • план согласуется с заинтересованными работниками, утверждается руководителем предприятия, доводится до сведения всех работников, занятых на соответствующих работах и хранится 5 лет.

Посмотрим, как можно задокументировать вышесказанное:

План управления неприемлемыми рисками СУОТ на 20__ — 20__ гг. (на три года)

Пункт политики Описание риска Цель Наименование мероприятия Исполнитель Сроки выполнения Затраты Отметка о выполнении
1 2 3 4 5 6 7 8
I структурное подразделение организации
II структурное подразделение организации (и другие)

Представитель высшего руководства _________________________________

Визы специалистов ________________________________________

После выполнения каждого из мероприятий, указанных в плане, специальная комиссия, составленная и назначенная руководством, выполняет оценку (насколько полно оно устраняет неприемлемый риск) реализованного мероприятия и составляет соответствующий акт. Такие мероприятия становятся мерами управления профессиональными рисками, а риск, на который было направлено мероприятие, переходит в категорию приемлемых.

План управления неприемлемыми рисками СУОТ: причины актуализации

По мере регулярной реализации процедуры управления профессиональными рисками, по мере выполнения мероприятий по снижению рисков, их число снижается, а значит, сам план требует пересмотра и внесения изменений. Однако помимо вышеназванных, причинами актуализировать план управления неприемлемыми рисками СУОТ являются:

  • результаты оценки приемлемости остаточного риска, когда риск остается неприемлемым после проведения мер устранения (снижения) риска;
  • невозможность выполнения отдельных мероприятий в установленные сроки по причине их нецелесообразности и (или) недостатка ресурсов;
  • появление дополнительных ресурсов для разработки и выполнения мероприятий по управлению рисками;
  • изменение уровня неприемлемого риска по результатам проведенного анализа функционирования СУОТ;
  • проведение внеплановой идентификации опасностей и оценки рисков;
  • результаты расследования происшествий, выявленные несоответствия.

В заключение

Управление рисками, которые после применения таких мер управления, как технические, организационные и (или) административные меры управления, остаются неприемлемыми, а применение таких мер, как устранение (замена) источника опасности – невозможна, осуществляется через реализацию существующих мер управления опасностью до реализации решений технического прогресса. Оценка степени достижения целей и выполнения мероприятий плана проводится ежегодно.

Неприемлемым считается уровень риска, который не должен превышаться независимо от экономических и социальных преимуществ деятельности организации. План управления неприемлемыми рисками СУОТ является необходимым элементом системы — только так есть возможность снизить вероятность наступлений пагубных воздействий, улучшить условия труда работников и перевести как можно большее число профессиональных рисков в число приемлемых.

Как устроена организация системы управления охраной труда на предприятии?

организация системы управления охраной труда на предприятии

Чтобы понять, как выглядит организация системы управления охраной труда на предприятии, нужно установить взаимосвязи её составных частей. Внимательно изучив вопрос, мы сами удивились, насколько элегантной получилась модель, отражающая организацию СУОТ. Взгляните!

Чем является организация системы управления охраной труда на предприятии?

Организация системы управления охраной труда на предприятии, по сути, является устойчивой неизменной совокупностью связей между её элементами. Если получится, попробуйте представить: положение о СУОТ определяет необходимость разработки процедуры специальной оценки условий труда, а та, в свою очередь, определяет для предприятия порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров. Вместе с тем процедура СУОТ (специальной оценки условий труда) тесно связана с информированием работников об их условиях труда. Изобразить такое множество взаимосвязей было бы не только сложным, но и малоэффективным. Именно поэтому перед нашими специалистами была поставлена задача описать модель, которая бы однозначно отображала взаимосвязи между элементами СУОТ. Иначе говоря, чтобы на одном простом рисунке отображалась вся организация системы управления охраной труда на предприятии.

Организация системы управления охраной труда

Модель организации системы управления охраной труда построена таким образом, что каждый из элементов СУОТ находится на одном из трёх уровней, причём каждый из уровней определяется количеством взаимосвязей между элементами.

организация системы управления охраной труда на предприятии

Организация системы управления охраной труда на предприятии

Так, I уровень модели (стратегический) включает в себя:

  1. положение о системе управления охраной труда (СУОТ);
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. управление документами СУОТ;
  4. политика работодателя в области охраны труда;
  5. распределение обязанностей по охране труда;
  6. планирование улучшений функционирования СУОТ.

II уровень модели организации системы управления охраной труда на предприятии содержит в себе процедуры:

  1. управления профессиональными рисками;
  2. планирования мероприятий по охране труда;
  3. специальной оценки условий труда;
  4. подготовки работников по охране труда;
  5. информирования работников об условиях труда.

Третий (тактический) уровень модели включает в себя:

  1. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  2. процедуру организации и проведения наблюдения за здоровьем работников;
  3. процедуру обеспечения безопасного выполнения подрядных работ;
  4. процедуру обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  5. процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
  6. процедуру обеспечения работников молоком.

Организация системы управления охраной труда на предприятии: особенности модели

Организация системы управления охраной труда на предприятии, представленная моделью, не просто удобное визуальное отображение элементов СУОТ. Элементы расположены таким образом, что:

  • чем ближе элементы к центру модели,тем более эпизодичный характер несут мероприятия, которые описаны в соответствующих процедурах. Так, медицинские обследования могут для отдельных организаций и не проводиться вовсе, тогда как специальная оценка условий труда обязательная для всех организаций, и проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет.
  • Чем дальше элементы от центра модели, тем большим количеством взаимосвязей они обладают. Очевидное тому подтверждение — положение о СУОТ связано с каждым элементом системы, тогда как процедура выдачи СИЗ напрямую связана лишь с СОУТ и информированием работников об условиях труда.
  • В описании модели все элементы расположены последовательно и не случайно — данный порядок является рекомендованным для их разработки. Начало всему определяет положение о системе управления охраной труда и замыкает хронологию разработки системы процедуры выдачи СИЗ, обеспечения режимов труда и отдыха, обеспечения работников молоком.

Подводим итоги

Представленная в виде модели организация системы управления охраной труда на предприятии даёт возможность понять взаимосвязи между элементами системы и составить процесс проектирования СУОТ. Расположение элементов модели позволяет определить наиболее оптимальный хронологический порядок проектирования и разработки документов.

Надеемся, ещё одним вопросом про систему управления охраной труда стало меньше. Удачи в разработке!

Система управления охраной труда СУОТ сельских поселений

система управления охраной труда СУОТ сельских поселений

Начнём с того, что сельское поселение — такая же организация, как и все другие. И как во всех других видах организаций, руководитель обязан разработать и внедрить действующую систему управления охраной труда. Безусловно, структурно она будет основана на типовом Положении о СУОТ, однако в её разработке следует учитывать особенности сельских организаций. Какие особенности содержит в себе система управления охраной труда СУОТ сельских поселений? Разбираемся вместе в этой статье.

Система управления охраной труда СУОТ сельских поселений: особенности

Определимся, какие принципиальные отличия несёт в себе система управления охраной труда СУОТ сельских поселений: они тесно взаимосвязаны с особенностями сельских поселений с точки зрения организации. Сельскими поселениями являются один или несколько населённых пунктов, объединённых общей территорией (посёлки, деревни, станицы и др.). Представительный орган сельского поселения – административный центр, или администрация сельского поселения. Именно он и становится юридическим элементом, который мы будем рассматривать с точки зрения охраны труда. Что же именно представляет для нас интерес?

  • Организационная структура администрации сельского поселения. В зависимости от размера сельского поселения организационная структура администрации может насчитывать от двух до трёх уровней управления, что очень важно при распределении обязанностей по охране труда в рамках СУОТ.
  • Штатная расстановка администрации сельского поселения. От того, работники каких профессий представлены в штатном расписании администрации, будет зависеть совокупность процедур, из которых состоит система управления охраной труда СУОТ сельских поселений.
  • Совокупность профессиональных рисков для работников администрации сельского поселения. Помимо сотрудников администрации, чья работа наибольшим образом носит офисный характер (глава администрации поселения, его заместители, бухгалтеры и специалисты), следует не забывать о профессиональных рисках других профессий. Работа водителя, уборщика и истопника (наиболее часто встречающиеся в сельских поселениях) с точки зрения управления профессиональными рисками заслуживает отдельного внимания.

Система управления охраной труда СУОТ сельских поселений: обязательные элементы

Вне зависимости от размера и разветвлённости организационной структуры администрации, система управления охраной труда СУОТ сельских поселений должна содержать обязательные элементы.

  1. Положение о системе управления охраной труда. Составляется на основе Типового положения о СУОТ и содержит краткое декларативное описание процедур и положений, входящих в состав системы и отражающих особенности администрации сельского поселения.
  2. Политика работодателя в области охраны труда. Разрабатывается с учётом принципов и целей, выполнение которых принимает на себя администрация сельского поселения (обеспечение безопасности работников, соблюдение нормативно-правовых актов по охране труда).
  3. Распределение обязанностей в сфере охраны труда. В зависимости от организационной структуры и принципов подчинения работников, обязанности по охране труда распределяются среди всех работником администрации сельского поселения в размере их должностных обязанностей.
  4. Процедура подготовки работников по охране труда. Содержит в себе правила организации обучения работников по обязательным программам (как правило, это «Обучение по охране труда руководителей и специалистов (40 часов)») и проведения необходимых инструктажей по охране труда.
  5. Процедура организации и проведения оценки условий труда. Представляет собой порядок действий по определению классов условий труда и выявлению вредных (или опасных, что маловероятно для сельских поселений) условий труда.
  6. Процедура управления профессиональными рисками. Помимо методики оценки профессиональных рисков, процедура содержит совокупность рисков, непосредственно относящихся к деятельности работников администрации сельского поселения.
  7. Процедура информирования работников об условиях труда. Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, «… работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте». Сама процедура должна содержать методы предоставления такой информации сотрудникам администрации сельского поселения.
  8. Планирование мероприятий по реализации процедур. Включает в себя основные правила планирования мероприятий по охране труда, необходимые для администрации сельского поселения.
  9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания. Содержит необходимые меры, принимаемые в чрезвычайных (нештатных) ситуациях, в целях снижения пагубных воздействий и предупреждения подобных происшествий в будущем.
  10. Контроль функционирования СУОТ, мониторинг реализации процедур, планирование улучшений и управление документами СУОТ. Содержит базовые принципы ведения записей системы, внесения изменений, а также внутреннего и внешнего контроля системы и непрерывного его совершенствования.

Система управления охраной труда СУОТ сельских поселений: опциональные элементы

В зависимости от того, какие виды работ проводятся администрацией сельского поселения, система управления охраной труда СУОТ сельских поселений может содержать дополнительные (необязательные) элементы:

  1. Процедура организации и проведения наблюдения за здоровьем работников. Если по результатам специальной оценки условий труда показаний к проведению предварительных и периодических медицинских осмотров нет, то, скорее всего, данная процедура для СУОТ администрации сельского поселения не понадобится.
  2. Процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха. При наличии у сотрудников администрации сельского поселения нестандартного графика работ (к примеру, работа в ночные часы), такая процедура будет необходимой. В ином случае будет достаточным наличие локального документа «Правила внутреннего трудового распорядка».
  3. Процедура обеспечения средствами индивидуальной защиты. Согласно типовым отраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых рабочих профессий должны снабжаться средствами индивидуальной защиты. Если таких позиций в штатном расписании администрации сельского поселения нет, то и процедура является необязательной.
  4. Процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ. При активной работе с подрядными организациями администрации сельского поселения требуется определить порядок работы с ними, чтобы сохранить в безопасности труд своих работников и работников подрядной организации, а также грамотно распределить между ними ответственность по охране труда.

Подведём итог

Система управления охраной труда СУОТ сельских поселений основывается на тех же принципах разработки системы, что и иные организации, однако имеет свои особенности. Каждая из них обусловлена организационной структурой администрации сельского поселения, её штатной расстановкой, а также видами работ её сотрудников. Эти же особенности определяют и необходимость разработки тех или иных процедур системы. Будьте внимательны к тонкостям деятельности Вашей администрации и не забывайте отразить их в системе управления охраной труда. Удачи!

Готовим документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ

документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ

Важно понимать, готовите ли Вы документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ для проверки государственной инспекции труда или для отчёта перед руководством. В зависимости от каждого случая будет свой набор документов. Впрочем, если Вы ответственно отнеслись к разработке и внедрению системы управления охраной труда, то волноваться Вам не за что, просто будьте готовы продемонстрировать эти документы.

Документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ (для ГИТ)

Приказом N655 Федеральной службы по труду и занятости были утверждены листы для инспекционных проверок ГИТ, и с 01 января 2018 года они начали использоваться в качестве основных. Не осталось в стороне и требование наличия СУОТ: оно было отражено в проверочном листе N31, «Форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по созданию и функционированию системы управления охраной труда». извлекая суть данного проверочного листа, для инспекции по труду Вам потребуется предоставить следующие документы:

  • положение о системе управления охраной труда организации;
  • приказ об утверждении положения о СУОТ;
  • политика в области охраны труда;

Подчеркнём, что данные требования не освобождают работодателя от обязанности разработки и внедрения действующей системы управления охраной труда. Указанные документы являются лишь предметом проверки ГИТ согласно новым правилам. В действительности же документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ включают в себя более обширный перечень.

Документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ (для руководства)

Основные документы подтверждающие создание и функционирование СУОТ (подкрепляющие тот факт, что Ваша система управления охраной труда успешно разработана и внедрена), перечислены ниже:

  • положение о системе управления охраной труда, включающее в себя основные сведения о системе и краткое описание процедур и дополнительных положений;
  • приказ об утверждении положения о СУОТ — локальный нормативный документ, вводящий в действие положение и несущий указания по работе с ним в рамках охраны труда на предприятии;
  • необходимые процедуры и положения, в зависимости от специфики деятельности Вашей организации. Таковыми могут быть процедуры:
    • подготовки работников по охране труда;
    • организации и проведения оценки условий труда;
    • управления профессиональными рисками;
    • организации и проведения наблюдения за здоровьем работников;
    • информирования работников об условиях труда;
    • обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
    • обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • обеспечения работников молоком;
    • обеспечения безопасного выполнения подрядных работ.
  • форма отчета о результативности функционирования СУОТ, доказывающая факт постоянного совершенствования системы управления охраной труда путём её регулярных проверок.

Отчет о результативности функционирования СУОТ: структура и содержание

отчет о результативности функционирования СУОТ

Ранее мы писали об оптимальной периодичности пересмотра системы управления охраной труда, включающего установку соответствия СУОТ стандартам и определение эффективности работы системы. Последнее воплощается в проведении проверки, итог которой отражает отчет о результативности функционирования СУОТ. Какую структуру отчета принять за основную? Какие рекомендации существуют к его содержанию? Обо всём об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Отчет о результативности функционирования СУОТ как итог проверки

Согласно ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», проверка эффективности системы управления охраной труда должна охватывать:

  • политику в области охраны труда;
  • участие работников и (или) их представителей;
  • обязанность и ответственность;
  • документацию системы управления охраной труда;
  • передачу и обмен информацией;
  • планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
  • предупредительные и регулирующие меры;
  • управление изменениями;
  • предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;
  • снабжение и подрядные работы;
  • расследование связанных с работой травм, болезней и инцидентов.

Таким образом, перечень областей проверки задает структуру будущего отчета о результативности функционирования СУОТ, а результаты проверки определяют его содержание.

Отчет о результативности функционирования СУОТ: рекомендации к структуре и содержанию.

Итак, что же и в каком порядке отражает отчет о результативности функционирования СУОТ:

  • насколько актуальна политика работодателя в области охраны труда, насколько цели и задачи охраны труда, поставленные работодателем, целесообразны и выполнимы;
  • насколько сами работники (и их представители) и руководители подразделений заинтересованы в улучшении условий труда на рабочих местах;
  • насколько работники организации знают свои обязанности и зоны ответственности в части охраны труда;
  • насколько добросовестно ведётся локальная документация по охране труда, в соответствии с каждой из процедур СУОТ;
  • как быстро необходимая информация из области охраны труда передается от руководства до работника через все уровни управления организации;
  • сколько (и каких) предложений по совершенствованию системы управления охраной труда было сделано работниками организации и их руководителями за прошедший год;
  • насколько готовы работники организации задействовать предупредительные и регулирующие меры в случае чрезвычайной ситуации;
  • насколько оперативно вносились изменения в систему управления охраной труда за прошедший год (в случае, если они были);
  • насколько разработанные и внедрённые процедуры СУОТ гибки и способствуют эффективной работе с подрядными организациями;
  • насколько оперативным и точным было расследование связанных с работой травм, болезней и инцидентов (если таковые имели место на производстве).

Отчет о результативности функционирования СУОТ готов, что ещё?

Помните, что отчет о результативности функционирования СУОТ должен быть представлен всем заинтересованным сторонам в самые короткие сроки. Это требуется для того, соответствующие предупреждающие и/или корректирующие действия были своевременно предприняты.

Не забудьте указать ответственных лиц, сроков исполнения и требований к отчетности в плане предупреждающих и (или) корректирующих действий и определить мероприятия по мониторингу эффективности выполнения сделанных рекомендаций.

Предложенная структура и содержание отчета о результативности функционирования СУОТ не являются единственно возможными — они не определены законом, а выдержки из ГОСТ несут сугубо рекомендательный характер. Отчет о результативности функционирования СУОТ в Вашей организации может отличаться от предложенного в виду специфики деятельности предприятия и его размера. Тем не менее, приведённые рекомендации наиболее полно охватывают правила составления подобного рода отчетности.

Сроки проведения СУОТ: как часто пересматривать систему?

сроки проведения СУОТ

Уточним сразу: если Вас больше беспокоят сроки проведения СОУТ (специальной оценки условий труда), то об этом речь пойдёт в другой нашей статье. Сегодня же мы затронем не менее важную тему: каковы сроки проведения СУОТ (системы управления охраной труда), или, иначе говоря, как часто должна пересматриваться система. Проблема в том, что ни Трудовой Кодекс, ни Типовое положение (ни даже ГОСТ) не дают прямого ответа на данный вопрос. Давайте разберёмся вместе.

Сроки проведения СУОТ с точки зрения Закона

Прежде всего, определимся: под сроками проведения СУОТ мы будем понимать частоту пересмотра системы управления охраной труда (СУОТ): аудит её процедур и положений и внутренний контроль эффективности всей системы. С этой целью каждая система управления охраной труда содержит процедуру «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур», результатом которой является акт о выявлении несоответствий по СУОТ. Однако если порядок проведения такой процедуры ясно описан и в Типовом положении о СУОТ, и в соответствующем ГОСТ, то про сроки проведения СУОТ речи нигде не идёт. Например, Типовое положение о СУОТ утверждает, что:

С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий, обеспечивающих оценку соответствия состояния условий и охрану труда, получение информации для определения результативности и эффективности процедур, а так же получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

Более точную информацию мы находим в ГОСТ («ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»):

Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.

Таким образом, согласно нормативно правовой и нормативно-технической документации, частота периодических анализов эффективности системы (сроки проведения СУОТ) зависят от величины предприятия и особенностей его деятельности. Иначе говоря, остаются на усмотрение работодателя.

Сроки проведения СУОТ с точки зрения работодателя

Однако проще жизнь руководителя этот вывод не делает, если не сказать наоборот. Сомнений добавляет мысль о том, что система управления охраной труда – локальный документ, срок которого ничем не определён и пересматривается по мере необходимости. Впрочем, иногда такая необходимость оказывается, более, чем очевидной. Помните, мы с Вами говорили о причинах внепланового пересмотра инструкций по охране труда? Наступление несчастного случая, смена технологического оборудования, реструктуризация компании, введение новых рабочих (вместе с изменением штатного расписания) – однозначный повод для пересмотра Вашей СУОТ. Но какими установить регулярные сроки проведения СУОТ? Позвольте предложить Вам наш подход.

Сроки проведения СУОТ с точки зрения сертификации

Скорее всего, Вам известно, что система управления охраной труда, как и система менеджмента качества, подлежит добровольной сертификации. Соответствие системы стандарту OHSAS 18001 определяется органом по сертификации и в случае положительного решения удостоверяется сертификатом, срок действия которого – 1 календарный год. Наш подход к определению сроков проведения СУОТ как раз и заключается в сравнении частоты проверок СУОТ органами по сертификации и внутренним аудитом системы.

Безусловно, эти процедуры не идентичны, однако обе содержат пункт «определение соответствия стандартам». Основываясь на этом и принимая во внимание необходимость проведение внутреннего аудита системы в зависимости от специфики деятельности предприятия, мы рекомендуем пересматривать СУОТ не реже, чем 1 раз в 12 месяцев.

Подведём итоги. Сроки проведения СУОТ строго не определены ни нормативно-правовыми актами, ни нормативно-технической документацией, и остаются на усмотрение работодателя. Знания и опыт в области охраны труда позволяют логически определить случаи внепланового пересмотра СУОТ, а регулярные сроки проведения СУОТ взаимоувязать со сроками её сертификации.

Сервис обратного звонка RedConnect