Кем осуществляется управление охраной труда в организации?
В самом начале деятельности любой организации (и далее) возникает вопрос, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Интересно, что на каждом этапе жизненного цикла организации ответ на этот вопрос может быть разным. Так, в зависимости от своих целей предприятие увеличивает штат своих сотрудников или сохраняет постоянное их число. Как Вы уже догадались, орган управления охраной труда напрямую зависит от количества работников Вашей организации. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Кем осуществляется управление охраной труда в организации (менее 50 работников)
В случае, когда штат организации насчитывает менее 50 работников, ответственность ложится на одного из них. Как правило, этим работником является непосредственный руководитель организации. Однако, если было принято решение возложить ответственность на иного работника, то следует это закрепить локальным нормативным актом — приказом о назначении ответственного за охрану труда. Если такой акт отсутствует, то ответственным автоматически становится руководитель (генеральный директор, заведующий и др.) организации.
Кем осуществляется управление охраной труда в организации (от 50 до 700 работников)
Как только Ваша организация вырастает до 50 человек, согласно трудовому Законодательству, штатная расстановка должна включать, как минимум, ещё одну единицу — специалиста по охране труда, кем осуществляется управление охраной труда в организации. Впрочем, если предприятие масштабное, и имеет разветвленную структуру, больший смысл имеет организовать службу охраны труда. О том же говорил и п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N14.
«…В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.»
Позднее данное требования было «перекрыто» Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, а минимальный размер численность работников, когда создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда, был сокращен со 100 до 50 человек.
Важно помнить, что производство должно быть организовано не только эффективно, но и безопасно. Впрочем с таким надежным оборудованием, как тут, беспокоиться не приходится.
Вне зависимости от того, кем осуществляется управление охраной труда в организации, ответственный (будь то рядовой работник, специалист или служба охраны труда) несет определённую ответственность, которая закреплена в соответствующих документах:
- для ответственного по охране труда в локальном документе по охране труда, устанавливающем данную ответственность;
- для специалиста по охране труда
- для службы охраны труда в специальном положении о службе охраны труда в организации.
в отдельной должностной инструкции для специалиста по охране труда;
Содержание указанных зон ответственности подробно раскрывается в процедуре системы управления охраной труда «Распределение обязанностей по охране труда» и является одним из ключевых элементов СУОТ.
Подведём итог
Определить, кем осуществляется управление охраной труда, совсем несложно. Если штат организации не превышает 50 человек, то ответственность за охрану труда возлагается на руководителя (автоматически), или на любого работника (приказом). Если же организация настолько велика, что штатная численность превышает 50 работников, то Закон уже требует вводить отдельную должность специалиста по охране труда, или организовывать службу охраны труда.