Руководство по системе управления охраной труда
Система управления охраной труда — часть системы менеджмента качества организации, мы уже не раз об этом говорили. А значит, по сути, СУОТ должна подчиняться тем же правилам, что и система менеджмента качества, не так ли? Сейчас, как раз и разберёмся, обязательно ли составлять руководство по системе управления охраной труда, и если да, то как его оформить. Приятного чтения!
Что такое руководство по системе управления охраной труда?
Если Вы уже знакомы со структурой системы менеджмента качества, то первый документ, который приходит вам в голову в качестве основы системы — руководство по качеству. Давайте вспомним, руководство по качеству — документ СМК, содержащий в себе основные правила работы системы. В нем описываются цели и общие положения всей системы, краткое содержание процедур, документов и записей СМК. Следуя этой логике, в системе управления охраной труда должен быть подобный документ — руководство по системе управления охраной труда.
Видео по теме:
Экономические преимущества проведения мероприятия по охране труда
Обязательно ли разрабатывать руководство по системе управления охраной труда?
Исходя из наших предыдущих заключений, такой документ будет крайне полезным в системе. Однако вспомним, что согласно приказу 438Н Министерства труда и социальной защиты, в СУОТ присутствует документ под названием «Положение о системе управления охраной труда». К слову сказать, типовое содержание документа приведено в приложении к приказу. Именно типовое положение, разработанной министерством, содержит в себе все необходимые элементы системы, описанные декларативно. Как составить такое положение для своей организации, мы писали в этой статье.
Вместе с тем, в типовом положении о системе управления я охраной труда указывается, что именно должна содержать система, исходя из специфики деятельности организаций. И ни одного упоминания про руководство по системе управления охраной труда там нет. Таким образом, составление такого документа остаётся на Ваше усмотрение: если хочется придать вес своей СУОТ, возьмитесь за его разработку.
Будьте осторожны: чем больше регламентирующих документов содержит система, тем меньшей гибкостью она обладает. Имейте это ввиду при разработке и внедрении и СУОТ в своей организации.
Как разработать руководство по системе управления охраной труда?
Если Вы решились разработать руководство по системе управления охраной труда для своей организации, мы рекомендуем Вам придерживаться следующей структуры документа:
- область применения, общие положения СУОТ (область деятельности организации, в которой проводятся мероприятия по охране труда);
- термины и определения (понятия, которые могут быть непонятны руководителям и специалистам);
- характеристика организации (описание организации с точки зрения охраны труда, в каких сферах деятельности организации проводятся мероприятия по охране труда);
- документация СУОТ (принципы ведения документации, разработки, пересмотра, внесения изменений и архивирования);
- ответственность и обязательства руководства (политика в области охраны труда, планирование, распределение обязанностей и анализ со стороны руководства);
- мероприятия по охране труда (процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда);
- измерение, анализ и улучшение (мониторинг, анализ, корректирующие и предупреждающие действия);
- анализ эффективности системы управления охраной труда.
Подведём итог
Руководство по системе управления охраной труда по своему содержанию очень напоминает положение о системе управления охраной труда, но имеет иную структуру. Причём если типовое положение о СУОТ определено на законодательном уровне, то руководство по системе управления охраной труда остаётся на Ваше усмотрение. Обязательного требования со стороны законодательства нет.
Статьи по теме:
Типовое положение о системе управления охраной труда
Как адаптировать типовое положение о СУОТ для своей организации?
Положение по СУОТ для предприятия — отправная точка охраны труда