Оцените эту статью!

Система управления профессиональными рисками в охране труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих цели работодателя в области профессионального риска, и процедуры по достижению этих целей. Именно так звучит определение «управление профессиональными рисками», если говорить сухим, юридическим языком. Если сказать проще, то система (сокращённо СУПР) — это исчерпывающий набор методических рекомендаций, которые помогают полностью «закрыть» вопрос оценки профессиональных рисков.

Что представляет собой управление профессиональными рисками? Какова последовательность этапов внедрения системы управления профессиональными рисками? Наконец, как выглядит положение о системе управления профессиональными рисками (образец)? Об этом всём и пойдет речь сегодня. Но начнём мы, естественно, с законодательной базы.

Система управления профессиональными рисками: нормативная база

Текущий год (а, вернее, конец предыдущего) был богат на обновления в трудовом законодательстве. Сам Трудовой кодекс буквально «насытился» термином «профессиональные риски». Появились рекомендации по выбору методики оценки. Занятно, что никто не подумал вычеркнуть из списка ГОСТ, посвященный рискам. Словом, всё, что сегодня используется в качестве законодательной базы для управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда, мы свели в один список.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. №796 «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. №680-ст);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Система управления профессиональными рисками в охране труда

Как правильно пользоваться нормативной документацией? Трудовой кодекс поможет обосновать необходимость проведения оценки профрисков, 796-й приказ вместе с ГОСТ поможет определиться с методикой оценки, а 776-й приказ даст понимание, какие профессиональные опасности нужно оценивать в принципе.

Управление профессиональными рисками:
состав и перечень процедур

Безусловно, оценка и учет профессиональных рисков это функция системы управления охраной труда. Именно поэтому состав такой системы покажется вам весьма знакомым. Из чего же состоит система управления профессиональными рисками в охране труда?

  • Положение о системе управления профессиональными рисками;
  • процедура идентификации профессиональных опасностей;
  • процедура оценки профессиональных рисков;
  • процедура планирования мероприятий по снижению уровня профессиональных рисков.

Разработать и внедрить эти процедуры в деятельность организации — задача системы управления профессиональными рисками. Её выполнение обеспечит здоровые условия труда, понижение уровня травматизма и снижение риска штрафных санкций со стороны надзорных органов.

Многие мероприятия по охране труда (если не сказать, что все) начинаются с положения. Оценка профессиональных рисков тому не исключение. Это, бесспорно, главный документ в системе СУПР. В нем как раз целесообразно установить определения, определить процесс и последовательность выполнения процедур управления профессиональными рисками. Как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому мы подготовили для вас положение о системе управления профессиональными рисками (версия 2022), листайте в конец статьи, чтобы скачать документ.

система управления профессиональными рисками в охране труда

Именно так можно визуально изобразить процесс реализации системы управления профессиональными рисками в охране труда

Нельзя обойти стороной и вопрос идентификации профессиональных опасностей. Безусловно, в 776-ом приказе вы найдете довольно обширный перечень возможных опасностей и профессиональных рисков. Однако на практике вы заметите, что многих опасностей там не хватает. Да, 438ой приказ сегодня уже утратил силу. Однако именно в нем можно найти те, которые законодатели почему-то обошли стороной. Словом, мы вам предлагаем воспользоваться гибридным перечнем опасностей, который мы составили для своего внутреннего пользования. Не утверждаем, что это единственно правильный вариант, однако рассмотрения заслуживает. Как и положение, файл доступен для скачивания в конце статьи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Управление профессиональными рисками

Система управления профессиональными рисками: зачем это всё?

На что нацелена система управления профессиональными рисками? Какова основная цель управления профессиональными рисками? Безусловно, защищать работников от возможных профессиональных опасностей. Проще говоря, «подстелить там, где упадет». Если опасность можно устранить технически, это обязательно нужно сделать. Если такой возможности нет, следует всеми способами проинформировать работника об этой опасности. А в отдельных случаях потребуется и вовсе остановить работы. Впрочем, это далеко не все цели.

Цель выполнения мероприятий по управлению профессиональными рискам далеко не одна. Их, по крайней мере, семь.

  • обеспечить конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • получить данные (об опасностях и рисках) для информирования работников о риске повреждения здоровья;
  • обосновать положенную социальную защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • оценить эффективность мер по совершенствованию охраны труда;
  • принять превентивные меры по защите здоровья работников;
  • выяснить причинно-следственной связи состояния здоровья работников с условиями труда;
  • обосновать положения трудового договора об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также по обеспечению других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

Подведём итог

Управление профессиональными рисками — неотъемлемая часть системы управления охраной труда. Проведение мероприятий по управлению профессиональными рисками способствует оздоровлению условий труда, снижению травмоопасности. Не игнорируйте эти мероприятия. Соблюдайте требования охраны труда и берегите себя!

Скачать полезные файлы

  • Положение об управлении профессиональными рисками (образец 2022) скачать
  • Гибридный перечень профессиональных опасностей (образец 2022) скачать