Коллеги, мы продолжаем цикл заметок про специальную оценку условий труда. Сегодня в поле нашего зрения и повышенного внимания — главный государственный нормативный документ. Он регламентирует проведение СОУТ — закон 426-ФЗ. Рассмотрим содержание, дадим важные замечания, обратим внимание на моменты, которые чаще всего упускают работодатели.
Итак, полное название документа звучит так: Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ. Документ был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации спустя два дня. Этот закон был знаковым для всех специалистов, так как термин аттестация рабочих мест по условиям труда стал неизбежно устаревать. Вместо него появилась специальная оценка условий труда.
Теперь и у Вас есть возможность поправить задумавшегося специалиста: не аттестация рабочих мест, а специальная оценка условий труда. Переходный период, когда АРМ ещё действовала, закончился с наступлением 2019 г. А значит, СОУТ полностью вступила в свои законные права.
И всё же, к СОУТ — закон 426-ФЗ, пройдёмся по содержанию. Документ состоит из 4х глав: общие и заключительные положения, порядок самой оценки. Вместе с этим в законе содержатся требования к организациям, проводящим СОУТ. В результате, на что же следует обратить пристальное внимание?
Обратить внимание, на наш взгляд, при первом прочтении закона стоит на следующие моменты:
Безусловно, в предыдущей заметке мы преднамеренно обходили стороной официальные определения специальной оценки условий труда. Сейчас же, прежде всего, когда мы разбираем закон, приводим из него выдержку (статья 3).
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий. В них входят идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Вместе с этим, оценка уровня их воздействия на работника. В конечном счете, учитывается отклонение их фактических значений от установленных нормативов.
В то время как другие работодатели исправно проводят СОУТ на каждом рабочем месте каждые 5 лет, некоторые составляют специальную декларацию. По причине того, что на рабочем месте не идентифицировано вредных производственных факторов, СОУТ повторно можно не проводить. Подробнее об этом мы напишем позже, а сейчас 11-ая статья закона к Вашим услугам.
Наконец, требования к самим организациям, проводящим СОУТ. Как мы говорили прежде, организация должна иметь в своем составе аккредитованную лабораторию. Но это лишь одно из условий. Более того, компания должна состоять в специальном реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Прежде всего, это работа с результатами специальной оценки условий труда. Этому посвящена статья 15 Федерального Закона. В первую очередь, не забывайте знакомить сотрудников с результатами СУОТ. А сводную ведомость и план мероприятий по ОТ, в результате, надо будет разместить на официальном сайте.
Второй немаловажный момент: внеплановая СОУТ. Как только на рабочем месте произошел несчастный случай или сменилось оборудование — нужно провести СОУТ еще раз. Подробнее — смотрите в 17-ой статье Закона о СУОТ.
Кажется, ни один год на оставляет в покое специалистов по охране труда. Текущий, 2023 -…
Мы не устаём повторять: СУОТ - это не просто стопка бумаг, гордо стоящая на полке.…
В целом, неважно, только приступаете вы к разработке СУОТ, или уже собираетесь её внедрить. В…
Вот и пришло время. Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда всегда было обязательным атрибутом…
Коллеги, сегодня вашему вниманию представляем вводный инструктаж по охране труда (образец). Документ включает в себя…
Каждый день мы трепетно следим за всеми возможными изменениями в трудовом законодательстве, и последний месяц…