Уже в конце 2018 году профессиональные риски на предприятии перестали быть пустым звуком. Особенно, когда широкий ряд компаний получили предписание ГИТ, в котором требовалось провести это мероприятие. Что изменилось за это время? Как правильно оценить профессиональные риски в 2019 году? Об этом и поговорим сегодня.
Оценка профессиональных рисков на предприятии вызывает все больший интерес
И это не может не радовать: ведь все больше организаций становятся более ответственными перед своими работниками. Все же профессиональные риски на предприятии нацелены на предотвращение травм и профессиональных заболеваний и улучшение условий труда в целом. Что ещё приятнее, что много организаций (судим по своим заказчикам) обращаются к оценке профессиональных рисков заблаговременно, не дожидаясь проверок Государственной инспекции по труду. И это демонстрирует их высокую сознательность и глубокое понимание собственной ответственности перед сотрудниками. Впрочем, входящих просьб помочь выполнить предписание ГИТ тоже хватает: их формулировки зачастую остаются теми же самыми.
К слову, именно так выглядит это предписание. В статье Вы найдёте не только его положения, но и рекомендации к безболезненному выполнения предписания
Так или иначе, все больше компаний начали интересоваться оценкой профессиональных рисков: как правильно провести процедуру и какие требуются сопутствующие документы. На наш взгляд, такая тенденция сохранится и в следующем году.
Оценка профессиональных рисков на предприятии так и не обзавелась методикой
Но несмотря на все растущий интерес к этому мероприятию, единой методики его проведения так и нет. Всё так же в нашем распоряжении ГОСТы и авторские наработки специализирующихся компаний.
Впрочем, скучать вообще не приходится. Каждое новое предписание ГИТ (вернее, работа по его исполнению) дарит возможность обогатить существующие методы, и профессиональные риски на предприятии становятся все точнее и объективнее. Так, постепенно в материалы оценки профрисков постепенно забрались процедуры СУОТ (кроме самой процедуры управления профессиональными рисками — процедуры информирования работников об условиях труда и действия в случае аварии или чрезвычайного происшествия). К отчёту были добавлены результаты поведенческих аудитов безопасности, а карты оценки профессиональных рисков теперь снабжаются схематическим изображением рабочего места.
Вместе с этим на всероссийской неделе охраны труда в 2019 году вопрос формализации процедуры оценки профессиональных рисков был поставлен на повестку дня, и весьма удачно.
Как результат, несколько грядущих поправок в Трудовом кодексе посвящены именно порядку оценки профессиональных рисков. Ура!
.
Видео по теме:
Узнайте, как правильно проводить оценку профессиональных рисков
Профессиональные риски на предприятии эволюционируют
Как мы уже сказали Выше, в материалы оценки профессиональных рисков добавляются все новые элементы. Происходит это по двум причинам: во-первых, находчивые специалисты всеми способами стараются повысить объективность результатов, во-вторых, инспекторы ГИТ становятся все требовательнее к организациям, чтобы профессиональные риски на предприятии проводились ещё тщательнее.
Так, были подключены поведенческие аудиты безопасности труда (ПАБТ), нацеленные на фактическую проверку рабочего места сотрудником, а главное – его поведения и реакции на аудитора. Одну из наших будущих статей мы обязательно посвятим содержанию анкеты для проведения такого аудита.
Для точности передаваемой информации в карты оценки уровней профессионального риска теперь добавляются схемы расположения рабочего места (СРРМ), чтобы взаимоувязать идентифицированные группы опасностей с физическим расположением работника.
Профессиональные риски на предприятии: слишком много не бывает
Как показывает практика, чем больше информации в материалах оценки профессиональных рисков, тем охотнее принимает отчёт инспектор ГИТ. Обогатите Ваш отчёт о проведении оценки профессиональных рисков процедурами СУОТ, результатами поведенческих аудитов, добавьте схемы расположения рабочих мест в карты оценки профессиональных рисков.
Впрочем не стоит воспринимать это буквально: отчет не терпит общих высказываний и прочей «воды». Руководствуйтесь простым правилом: если какую-то информацию можно убрать из материалов без потери общего смысла и без искажения результатов, смело изымайте ее.
Вместо заключения
Оценка профессиональных рисков на предприятии становится все более интересным для большого числа организаций, и не только из-за предписаний ГИТ. Но несмотря на подогретый интерес, только в 2019 году были подготовлены поправки в Трудовой кодекс, призванные сделать оценку профессиональных рисков полностью объективной и прозрачной. Пока же специалисты по охране труда используют ГОСТы и собственные наработки, которые постоянно эволюционируют, добавляя в материалы результатов все новые элементы.
Помните главное: оценка профессиональных рисков на предприятии проводится не для галочки, не для инспектора ГИТ, а прежде всего, для людей. Для повышения безопасности условий их труда, для снижения количества травм (а лучше – исключения) и профессиональных заболеваний.
Вам будет так же интересно:
Управление профессиональными рисками в области охраны труда
Профессиональные риски в охране труда оцениваются в 5 этапов
Добавить комментарий