Ох, сколько споров уже ведётся вокруг этой темы. Оценка профессиональных рисков: обязательно или нет? Споры жаркие, ведь одним хочется сэкономить, а другим — доказать свою принципиальную точку зрения. Так или иначе, точку в споре может поставить только Государственная инспекция по труду (ГИТ), которая и будет (или не будет?) запрашивать материалы оценки профессиональных рисков. Вот сегодня и разберёмся в этом вопросе.
Нет времени читать? Обязательно сохраните эту заметку в закладках своего браузера (сделать это быстро помогут клавиши Ctrl+D). Поделитесь и обсудите с коллегами.
Оценка профессиональных рисков: обязательно или нет?
«Нет, ну в самом деле! Мы уже провели СОУТ, что же им ещё-то надо?!»
«А что ещё за риски? У нас абсолютно безопасное производство.»
«Слушайте, мы тратим на охрану труда просто баснословные деньги, а они всё не успокоятся!»
Пожалуй, именно так подумает работодатель, который имеет слабое представление о природе профессионального риска. И который привык экономить на всём, даже вопреки действующему Законодательству. Кстати, о нём.
Нет, пока ещё (на момент выхода в свет этой заметки) в Трудовой кодекс не внесена запись о необходимости проведении оценки профессиональных рисков. Например так, как это сделано в отношении специальной оценки условий труда. Но не спешите выдыхать, ведь тот же документ, что регулирует трудовые отношения, гласит:
«Работодатель обязан обеспечить безопасность работников… и создание и функционирование системы управления охраной труда»
Трудовой кодекс, ст. 212
Именно это и является отправной точкой законодательной базы оценки профессиональных рисков. Что ж, идём дальше. Документом, который регламентирует «создание и функционирование системы управления охраной труда», является 438-ой приказ Минтруда. О нём мы уже писали не раз, поэтому обойдёмся без длинных названий. Открываем приказ, и сразу переходим в раздел V (процедуры), пункт 33.
«С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками».
Приказ Минтруда №438 от 19.08.2016</>
Стало быть, мероприятия по оценке профессиональных рисков таки должны быть проведены? Выходит, да. С другой стороны, вереница правил по охране труда, выпущенных в 2021 году. Что в них интересного? Прежде всего то, что практически в каждом документе устанавливается необходимость проведения оценки профессиональных рисков.
А что скажет на это Государственная инспекция по труду?
Безусловно, инспекторы ГИТ не идут в своих заключениях поперёк Законодательства. Проще говоря, спрашивают. Не найдя на предприятии материалов оценки профессиональных рисков, выдают предписания. Например, как это, которое мы подробно разобрали в нашей отдельной статье.
В итоге, спорить с таким набором фактов уже практически бесполезно. А тем, кто сомневается в логике существования обеих процедур, напомним, что специальная оценка условий труда не может заменить оценку профессиональных рисков. Даже только потому, что оценивая риски, Вы оцениваете опасность, вероятность (например поскользнуться), а задача СОУТ — определить степень воздействия вредного фактора. Каким прибором Вам измерят вероятность поскользнуться?..
Проводите оценку профессиональных рисков заблаговременно, не ждите предписания ГИТ. А если будут сложности, то смело обращайтесь к нам: мы поможем, расскажем и научим.
Добавить комментарий