Оцените эту статью!

Ох, сколько споров уже ведётся вокруг этой темы. Оценка профессиональных рисков: обязательно или нет? Споры жаркие, ведь одним хочется сэкономить, а другим — доказать свою принципиальную точку зрения. Так или иначе, точку в споре может поставить только Государственная инспекция по труду (ГИТ), которая и будет (или не будет?) запрашивать материалы оценки профессиональных рисков. Вот сегодня и разберёмся в этом вопросе.

Нет времени читать? Обязательно сохраните эту заметку в закладках своего браузера (сделать это быстро помогут клавиши Ctrl+D). Поделитесь и обсудите с коллегами.

Оценка профессиональных рисков: обязательно или нет?

«Нет, ну в самом деле! Мы уже провели СОУТ, что же им ещё-то надо?!»

«А что ещё за риски? У нас абсолютно безопасное производство.»

«Слушайте, мы тратим на охрану труда просто баснословные деньги, а они всё не успокоятся!»

Пожалуй, именно так подумает работодатель, который имеет слабое представление о природе профессионального риска. И который привык экономить на всём, даже вопреки действующему Законодательству. Кстати, о нём.

Нет, пока ещё (на момент выхода в свет этой заметки) в Трудовой кодекс не внесена запись о необходимости проведении оценки профессиональных рисков. Например так, как это сделано в отношении специальной оценки условий труда. Но не спешите выдыхать, ведь тот же документ, что регулирует трудовые отношения, гласит:

«Работодатель обязан обеспечить безопасность работников… и создание и функционирование системы управления охраной труда»
Трудовой кодекс, ст. 212

Именно это и является отправной точкой законодательной базы оценки профессиональных рисков. Что ж, идём дальше. Документом, который регламентирует «создание и функционирование системы управления охраной труда», является 438-ой приказ Минтруда. О нём мы уже писали не раз, поэтому обойдёмся без длинных названий. Открываем приказ, и сразу переходим в раздел V (процедуры), пункт 33.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Профессиональный риск это... определение, порядок оценки

«С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками».
Приказ Минтруда №438 от 19.08.2016
</>

Стало быть, мероприятия по оценке профессиональных рисков таки должны быть проведены? Выходит, да. С другой стороны, вереница правил по охране труда, выпущенных в 2021 году. Что в них интересного? Прежде всего то, что практически в каждом документе устанавливается необходимость проведения оценки профессиональных рисков.

А что скажет на это Государственная инспекция по труду?

Безусловно, инспекторы ГИТ не идут в своих заключениях поперёк Законодательства. Проще говоря, спрашивают. Не найдя на предприятии материалов оценки профессиональных рисков, выдают предписания. Например, как это, которое мы подробно разобрали в нашей отдельной статье.

В итоге, спорить с таким набором фактов уже практически бесполезно. А тем, кто сомневается в логике существования обеих процедур, напомним, что специальная оценка условий труда не может заменить оценку профессиональных рисков. Даже только потому, что оценивая риски, Вы оцениваете опасность, вероятность (например поскользнуться), а задача СОУТ — определить степень воздействия вредного фактора. Каким прибором Вам измерят вероятность поскользнуться?..

Проводите оценку профессиональных рисков заблаговременно, не ждите предписания ГИТ. А если будут сложности, то смело обращайтесь к нам: мы поможем, расскажем и научим.