Оцените эту статью!

Проведение оценки профессиональных рисков — обязательная процедура. Так скоро будет утверждать обновлённый Трудовой кодекс Российской Федерации, это же в один голос повторяют инспекторы ГИТ. Выдавая предписания об устранении соответствующих нарушений. И это всё несмотря на то, что единой утверждённой методики проведения оценки профессиональных рисков на законодательном уровне как не было, так и нет. По крайней мере, на момент написания этой статьи. Тем не менее, провести оценку надо. И сегодня мы расскажем, как это сделать правильно.

Вернее, мы расскажем про то, как мы оцениваем профессиональные риски. Поскольку результаты наших работ принимаются инспекторами Государственной инспекции по труду, ласкают слух даже самых требовательных специалистов по охране труда и не противоречат ни одному из ныне существующих ГОСТов, мы вправе утверждать, что мы делаем это правильно.

В какие этапы осуществляется проведение оценки профессиональных рисков?

Согласитесь, даже самая сложная процедура становится не такой страшной, если её выполнение «разложить по полочкам». То же самое и с проведением оценки профессиональных рисков. Всего можно выделить 6 этапов реализации этой процедуры. Да, говоря процедурамы подразумеваем процедуру управления профессиональными рисками. В этой статье мы будем подразумевать, что она уже у Вас разработана вместе с системой управления охраной труда (СУОТ). Итак, какие же это этапы?

  • Подготовка. На этом этапе создаётся комиссия по оценке профессиональных рисков, выбирается методика оценки, рассчитывается количество рабочих мест, подлежащих оценке. Если документы ещё не разработаны, то потребуются 3 процедуры СУОТ: по управлению профессиональными рисками, информирования работников по условию труда и реагирования на аварии и несчастные случаи.
  • Идентификация. На первом этапе комиссия начинает свою работу: из всевозможных опасностей нужно оставить те, которые релевантны для выбранного рабочего места. Иначе говоря, задача комиссии на этом этапе — идентифицировать профессиональные риски.
  • Оценка. Далее комиссия просматривает рабочие места, на которых осуществляется проведение оценки профессиональных рисков, оценивая опасности согласно выбранной методике.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Оценка профессиональных рисков в химической промышленности

Узнайте, как правильно проводить оценку профессиональных рисков

  • Поведенческие аудиты. Помимо наблюдений проводятся поведенческие аудиты безопасности труда (ПАБТ), которые помогают учесть в оценке профессиональных рисков самый главный поведенческий фактор — человеческий.
  • Расчёты и отчётность. После сбора информации комиссия отправляется её обрабатывать. Использование математических вычислений позволяет однозначно рассчитать степень риска по каждому рабочему месту и интерпретировать полученные показатели. Все полученные результаты фиксируются в отчёте и картах профессионального риска.
  • Работа с результатом. Результаты проведения оценки профессиональных рисков нужно довести до сведения работников, а комиссии — разработать план мероприятий по снижению степени риска (и дополнить им отчёт).

Сколько времени занимает проведение оценки профессиональных рисков?

Не секрет, что работу комиссии по оценке профессиональных рисков можно передать организации, профессионально оказывающей услуги в области охраны труда. Такая организация должна быть включена в реестр организаций при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и иметь опыт в соответствующей области. Таким образом, можно существенно сократить время всей процедуры оценки профессиональных рисков.

Специально для Вас мы прикинули, сколько времени займёт оценка профессиональных рисков в обоих случаях. Взгляните:

Подготовка
к работе
Идентификация
рисков
Оценка
1 РМ
Проведение
ПАБТ, 1 РМ
Анализ и отчёт Обработка
результата
Своими силами 5 дней 3 дня 1,5 часа 40 минут 10 дней 10 дней
ЦПР
Эксперт
1 день 1 час 20 мин. 5 минут 1 день 1 день

Мы взяли данные, опросив представителей различных организаций. Мы показывали им примеры работ и спрашивали, «Как думаете, сколько у Вас займёт это времени?». Фиксированными остались подготовительные и расчётные этапы. А время на оценку и проведение ПАБТ пришлось привести в расчёте на 1 рабочее место.

Какие есть подводные камни при проведении оценки профрисков?

Первый соблазн, который одолевает любого работодателя, это не проводить оценку профессиональных рисков. Ну в самом деле, специальную оценку условий труда же мы провели. И здесь кроется опасность, ведь инспекторы ГИТ так не считают. Да и реестр опасностей в процедуре оценки профессиональных рисков несколько другой.

Вот Вам ещё один аргумент. Никакие измерения СОУТ (специальной оценки условий труда) не смогут оценить, какова вероятность спотыкания работника на мокром полу. Или насильственного воздействия от коллег или лиц сторонних организаций.

Безусловно, материалы СОУТ будут полезны при оценке профессиональных рисков, но полностью их не заменят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Приказ о проведении оценки профессиональных рисков: образец

Второй момент, на котором может «споткнуться» руководитель, — подготовить неполный комплекта документов. Специально для того, чтобы максимально подстраховаться и дать Вам наиболее полную информацию, мы проанализировали все предписания инспекторов разным организациям, когда либо попадавшие нам в руки. В итоге у нас получилась наиболее полная информационная картина. Если Вам интересно, список документов, требующихся для проведения оценки профессиональных рисков, приведён здесь. Изучайте и будьте внимательны.

Вам будет так же интересно:

   Методы оценки профессиональных рисков: выбираем подходящий

   Система управления профессиональными рисками

   Оценка уровня профессионального риска: предписание ГИТ