Проведение СОУТ предприятия: пошаговая инструкция
Коллеги, приветствуем. Мы продолжаем наш цикл статей, посвященных специальной оценке условий труда. Ранее мы уже с Вами разобрались, что такое специальная оценка условий труда (СОУТ), на основе каких Законов и постановлений она проводится. Говорили мы и об экспертах, намекая на то, как правильно выбрать организацию. Наступило время рассказать и про проведение СОУТ предприятия. Что следует сделать, чтобы СОУТ была проведена правильно? Как ничего не забыть? Ответы на все эти вопросы (и не только) в сегодняшней заметке. Приготовьтесь, будет, как всегда, полезно.
На случай, если Вы пропустили наши предыдущие статьи, предлагаем ознакомиться с самой главной нашей статьёй о специальной оценке условий труда: СОУТ — что это в охране труда?. В ней мы разбираем кому-то непонятную аббревиатуру, даем законодательные пояснения. Словом, почитайте — это тоже интересно.
C чего начинается проведение СОУТ предприятия?
Прежде всего, с планирования. Неважно, малая у Вас организация, или большая. Спланируйте проведение СОУТ предприятия грамотно: от выбора организации до размещения финальных документов на официальном сайте компании. Впрочем, об этом всём немного позже. Как правило, в приказе о проведении СОУТ (точнее, в его приложении) уже утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Более того, такой план не стоит считать чисто бюрократическим. Понимание того, когда в организацию приедет эксперт, когда будут готовы финальные документы — архиважно.
Специальная оценка условий труда — это хорошо.
Но не забывайте и о не менее обязательной процедуре — оценке профессиональных рисков.
Хорошо, СОУТ спланировали. Что дальше?
После того, как соответствующий приказ выпущен, время подобрать организацию для проведения СОУТ. На самом деле, критериев немного: организация иметь в своём составе аккредитованную лабораторию, не менее 5 экспертов по СОУТ и состоять в специальном реестре.
Кстати, вот официальный источник, в котором можно посмотреть список предприятий, проводящих СОУТ. Это специальный реестр Министерства труда и социальной защиты. Именно в нём Вы увидите все организации, имеющие право проводить специальную оценку условий труда.
В итоге, выбрав органнизацию для проведения СОУТ предприятия, заключите с ней договор. Осталось убедиться только в том, что у Вас уже сформирована комиссия по специальной оценке условий труда, назначен выезд эксперта.
Проведение СОУТ предприятия: непосредственно оценка
На этом этапе важно встретить эксперта и провести его по всем «закоулкам» Вашей организации. Вернее, показать все рабочие места. В то время как эксперт идентифицирует и оценивает воздействие вредных производственных факторов, следует оказывать ему всевозможную информационную помощь. Расскажите ему о производственных процессах, тонкостях работы и технологиях. Всё это поможет оценить рабочие места максимально объективно.
Результат этого этапа — получение от выбранной Вами организации финальных документов по СОУТ. Как правило, это отчет о проведении СОУТ, карты оценки, протоколы испытания, и еще несколько документов. О том, какие документы должны быть после проведения СОУТ предприятия, мы расскажем в отдельной статье.
Что же остаётся сделать?
Как результат, с полученными документами Вы знакомите своих работников. Они должны знать, какие условия труда на их рабочих местах. Каждый работник подписывается в листе ознакомления (в каждой карте СОУТ). Происходит это, по правилам, не позднее 30 дней с момента утверждения работодателем отчета о проведении СОУТ. Более того, согласно 426-ФЗ, в течение тех же 30 дней работодатель публикует результаты СОУТ на офицциальном сайте компании.