Система управления охраной труда в образовательном учреждении, безусловно, имеет ряд отличительных особенностей. Иначе бы мы не стали посвящать такому предмету отдельную статью. Да, система управления охраной труда (СУОТ) в сфере образования несколько специфична. И если вы работаете именно в этой области, вам будет полезно разобраться в её тонкостях.
Система управления охраной труда в образовательном учреждении
Начнём, как всегда, с основ. А именно — с законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации (точнее, его статья №217) в последней редакции определяет, что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ) в образовательном учреждении. А приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении примерного положения о СУОТ» № 776Н поясняет, из чего должна состоять сама система. Так, главный документ, регулирующий отношения между работников и работодателем, определяет СУОТ, как…
«…комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.»
Эти самые элементы, или, вернее сказать, процедуры — ни что иное, как подробнейшие инструкции к мероприятиям по охране труда. Не знаете, как организовать обучение по охране труда? Откройте, почитайте соответствующую процедуру СУОТ. Затрудняетесь провести оценку профессиональных рисков? Берите в руки другую процедуру системы. Задаётесь вопросом о том, как правильно выдавать и учитывать средства индивидуальной защиты? Ну, вы поняли.
С одной стороны, система управления охраной труда в образовательном учреждении должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства. С другой — учитывать особенности деятельности образовательных организаций и взаимоотношений педагогов с учащимися. Впрочем, хорошие новости: оба требования более, чем совместимы. И это значит, что можно смело переходить к особенностям системы управления охраной труда в образовательной организации.
СУОТ в образовательной организации: ключевые особенности
Разработав и внедрив не один десяток систем для образовательных учреждений, мы выявили три ключевых особенности, которые отличают их от остальных. Безусловно, в отдельных случаях их может быть и больше. Но именно эти три стоит учитывать руководителям всех образовательных организаций без исключения.
Новые уровни управления: профсоюзы и комитеты
Помните, что считается уровнем управления в СУОТ? Это определённая организационная ступень, на которой принимаются соответствующие решения. И, естественно, выполняются обязанности по охране труда. Классически рассматриваются уровни управления по организации в целом, руководителя всей организации, руководителей подразделений, специалиста по охране труда, самих работников. Впрочем в образовательных учреждениях (особенно в государственных бюджетных) дело никогда не обходится без профессиональных союзов и профильных комитетов по охране труда.
Такие образования вполне себе тянут на статус «организации внутри организации», а значит, точно заслуживают места среди уровней управления СУОТ!
«Что это значит? Процедура системы под названием «Обеспечение функционирования СУОТ» заметно прибавит в весе. Ведь комитетам по охране труда и профсоюзам тоже необходимо вменить обязанности по охране труда. И грамотно распределить их между собой.
Обязательные процедуры: психиатрические освидетельствования
Вы, скорее всего, заметили, что работникам определённых профессий нужно в обязательном порядке проходить психиатрическое освидетельствование? Работники образовательных учреждений как раз входят в их число. Обязанность есть, значит нужна задокументированная процедура.
Какую организацию выбрать? К каким врачам записывать работников? Нужны ли направления? Ответы на все эти вопросы как раз и должна содержать процедура организации и проведения психиатрических освидетельствований. В системе управления охраной труда в образовательном учреждении этот документ можно объединить с процедурой организации и прохождения медицинских осмотров.
Интересные процедуры: обеспечение безопасности учащихся
Не секрет, что в образовательных учреждениях необходимо разрабатывать инструкции технике безопасности для обучающихся — это требование закона об образовании. И, несмотря на то, что прямого отношения такие инструкции к охране труда не имеют, весь этот раздел был стихийно объединён с охраной труда. В какое-то время это произошло столь органично и незаметно, что сегодня уже ни у одного руководителя не вызывает ни единого вопроса.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, будет уместным включить этот противоречивый блок в систему. В конце концов, в СУОТ существует же процедура «Обеспечения безопасности работников сторонних организаций». Почему бы не установить аналогичные правила по взаимодействию с учащимися?
Состав системы управления охраной труда в образовательном учреждении
То, из каких документов состоит система управления охраной труда в образовательном учреждении, не тайна за семью печатями. Если внимательно вчитаться в тот же самый приказ №776Н, то всё сразу станет ясно. Для вашего удобства мы свели все документы системы в понятную и простую таблицу.
№ | Наименование процедуры |
Базовые процедуры по охране труда | |
1 | Положение о СУОТ |
2 | Политика работодателя в области охраны труда |
3 | Процедура обеспечения функционирования СУОТ |
4 | Процедура проведения специальной оценки условий труда |
5 | Положение об управлении профессиональными рисками |
Процедуры для допуска к самостоятельной работе | |
6 | Процедура проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований |
7 | Положение об обучении по охране труда |
8 | Процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими и обезвреживающими средствами |
Процедуры для обеспечения безопасной производственной среды | |
9 | Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений |
10 | Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации оборудования |
11 | Положение об обеспечении режимов труда и отдыха работников |
12 | Процедура обеспечения безопасности работников при осуществлении технологических процессов |
13 | Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов |
14 | Положение об обеспечении безопасности работников подрядных организаций |
Процедуры сопутствующих процессов охраны труда | |
15 | Процедура обеспечения социального страхования работников |
16 | Процедура взаимодействия с надзорными органами и органами исполнительной власти |
17 | Положение об управлении документами СУОТ |
18 | Процедура контроля функционирования СУОТ |
19 | Процедура планирования, выполнения и контроля мероприятий по охране труда |
20 | Положение об информировании работников и взаимодействии с ними |
Процедуры реагирования на ситуации с точки зрения охраны труда | |
21 | Процедура реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания |
22 | Положение об учёте и расследовании микротравм |
Как видите, ничего сложного, зато весьма занятно. Дело остаётся за малым — разработать каждую процедуру, не ограничиваясь одним лишь положением о СУОТ. В наших других статьях мы будем рассказывать об этих процедурах — оставайтесь на связи и берегите себя!
Добавить комментарий