Оцените эту статью!

Система управления охраной труда в образовательном учреждении, безусловно, имеет ряд отличительных особенностей. Иначе бы мы не стали посвящать такому предмету отдельную статью. Да, система управления охраной труда (СУОТ) в сфере образования несколько специфична. И если вы работаете именно в этой области, вам будет полезно разобраться в её тонкостях.

Система управления охраной труда в образовательном учреждении

Начнём, как всегда, с основ. А именно — с законодательства. Трудовой кодекс Российской Федерации (точнее, его статья №217) в последней редакции определяет, что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ) в образовательном учреждении. А приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении примерного положения о СУОТ» № 776Н поясняет, из чего должна состоять сама система. Так, главный документ, регулирующий отношения между работников и работодателем, определяет СУОТ, как…

система управления охраной труда в образовательном учреждении«…комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.»

Эти самые элементы, или, вернее сказать, процедуры — ни что иное, как подробнейшие инструкции к мероприятиям по охране труда. Не знаете, как организовать обучение по охране труда? Откройте, почитайте соответствующую процедуру СУОТ. Затрудняетесь провести оценку профессиональных рисков? Берите в руки другую процедуру системы. Задаётесь вопросом о том, как правильно выдавать и учитывать средства индивидуальной защиты? Ну, вы поняли.

С одной стороны, система управления охраной труда в образовательном учреждении должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства. С другой — учитывать особенности деятельности образовательных организаций и взаимоотношений педагогов с учащимися. Впрочем, хорошие новости: оба требования более, чем совместимы. И это значит, что можно смело переходить к особенностям системы управления охраной труда в образовательной организации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Охрана труда в аптеке: что требуется в первую очередь?

СУОТ в образовательной организации: ключевые особенности

Разработав и внедрив не один десяток систем для образовательных учреждений, мы выявили три ключевых особенности, которые отличают их от остальных. Безусловно, в отдельных случаях их может быть и больше. Но именно эти три стоит учитывать руководителям всех образовательных организаций без исключения.

Новые уровни управления: профсоюзы и комитеты

Помните, что считается уровнем управления в СУОТ? Это определённая организационная ступень, на которой принимаются соответствующие решения. И, естественно, выполняются обязанности по охране труда. Классически рассматриваются уровни управления по организации в целом, руководителя всей организации, руководителей подразделений, специалиста по охране труда, самих работников. Впрочем в образовательных учреждениях (особенно в государственных бюджетных) дело никогда не обходится без профессиональных союзов и профильных комитетов по охране труда.

Такие образования вполне себе тянут на статус «организации внутри организации», а значит, точно заслуживают места среди уровней управления СУОТ!

система управления охраной труда в образовательном учреждении«Что это значит? Процедура системы под названием «Обеспечение функционирования СУОТ» заметно прибавит в весе. Ведь комитетам по охране труда и профсоюзам тоже необходимо вменить обязанности по охране труда. И грамотно распределить их между собой.

Обязательные процедуры: психиатрические освидетельствования

Вы, скорее всего, заметили, что работникам определённых профессий нужно в обязательном порядке проходить психиатрическое освидетельствование? Работники образовательных учреждений как раз входят в их число. Обязанность есть, значит нужна задокументированная процедура.

Какую организацию выбрать? К каким врачам записывать работников? Нужны ли направления? Ответы на все эти вопросы как раз и должна содержать процедура организации и проведения психиатрических освидетельствований. В системе управления охраной труда в образовательном учреждении этот документ можно объединить с процедурой организации и прохождения медицинских осмотров.

Интересные процедуры: обеспечение безопасности учащихся

Не секрет, что в образовательных учреждениях необходимо разрабатывать инструкции технике безопасности для обучающихся — это требование закона об образовании. И, несмотря на то, что прямого отношения такие инструкции к охране труда не имеют, весь этот раздел был стихийно объединён с охраной труда. В какое-то время это произошло столь органично и незаметно, что сегодня уже ни у одного руководителя не вызывает ни единого вопроса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Из чего состоит система законодательства об охране труда?

Учитывая сложившиеся обстоятельства, будет уместным включить этот противоречивый блок в систему. В конце концов, в СУОТ существует же процедура «Обеспечения безопасности работников сторонних организаций». Почему бы не установить аналогичные правила по взаимодействию с учащимися?

Состав системы управления охраной труда в образовательном учреждении

То, из каких документов состоит система управления охраной труда в образовательном учреждении, не тайна за семью печатями. Если внимательно вчитаться в тот же самый приказ №776Н, то всё сразу станет ясно. Для вашего удобства мы свели все документы системы в понятную и простую таблицу.

Наименование процедуры
Базовые процедуры по охране труда
1 Положение о СУОТ
2 Политика работодателя в области охраны труда
3 Процедура обеспечения функционирования СУОТ
4 Процедура проведения специальной оценки условий труда
5 Положение об управлении профессиональными рисками
Процедуры для допуска к самостоятельной работе
6 Процедура проведения медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований
7 Положение об обучении по охране труда
8 Процедура обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими и обезвреживающими средствами
Процедуры для обеспечения безопасной производственной среды
9 Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений
10 Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации оборудования
11 Положение об обеспечении режимов труда и отдыха работников
12 Процедура обеспечения безопасности работников при осуществлении технологических процессов
13 Процедура обеспечения безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов
14 Положение об обеспечении безопасности работников подрядных организаций
Процедуры сопутствующих процессов охраны труда
15 Процедура обеспечения социального страхования работников
16 Процедура взаимодействия с надзорными органами и органами исполнительной власти
17 Положение об управлении документами СУОТ
18 Процедура контроля функционирования СУОТ
19 Процедура планирования, выполнения и контроля мероприятий по охране труда
20 Положение об информировании работников и взаимодействии с ними
Процедуры реагирования на ситуации с точки зрения охраны труда
21 Процедура реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
22 Положение об учёте и расследовании микротравм
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Документы по охране труда в организации: приводим в порядок

Как видите, ничего сложного, зато весьма занятно. Дело остаётся за малым — разработать каждую процедуру, не ограничиваясь одним лишь положением о СУОТ. В наших других статьях мы будем рассказывать об этих процедурах — оставайтесь на связи и берегите себя!