Оценка и учет профессиональных рисков это что и зачем?

Оценка и учет профессиональных рисков это что и зачем?

оценка и учет профессиональных рисков это

Оценка и учет профессиональных рисков это ключевой элемент в системе управления охраной труда, а в рамках риск-ориентированного подхода является горячей темой для обсуждения многих руководителей. Сегодня разберемся, как следует оценивать и учитывать профессиональные риски.

Оценка и учет профессиональных рисков это…

Все становится на порядок проще, когда понятна суть. Оценка и учет профессиональных рисков не исключение, поэтому сначала поймем, что и как именно мы будем оценивать. Начнем с определений профессионального риска и управления им, цитируя ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации:

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С введением риск-ориентированного подхода как никогда актуальным стало понятие класса профессионального риска, его мы находим уже в ст.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

Класс профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Так, оценка и учет профессиональных рисков это понимание двух основных терминов: профессиональный риск и класс профессионального риска. Обе эти величины имеют единую природу, однако разлиные методики оппределения.

Как же оценить профессиональный риск
(и определить его класс)?

Для повышения точности результатов оценка и учет профессиональных рисков осуществляется в отношении одного рабочего места (или группы рабочих мест). На сегодняшний день существует, как минимум, 3 действующих методики оценки профессиональных рисков:

  • Управленческая. Согласно данной методике рабочая группа по заранее заготовленным анкетам производит экспертную оценку наличия профессиональных рисков и оценивает тяжесть последствий возможных происшествий. Полученные показатели интерпретируются согласно специальной шкале рисков.
  • Теоретическая. Использование этой методики подразумевает соотнесение соответствующих показателей здоровья работников в рассматриваемой группе к аналогичным показателям в группе сравнения или контрольной группе. Методика требует параллельных исследований и исключает возможность сопоставить результаты разных авторов.
  • Экономическая. Данная методика, с одной стороны, единственная, имеющая юридический статус в Российской Федерации, однако, имеет низкую точность — расчет производится в отношении вида экономической деятельности. Во многом, ее главная цель — обосновать расчет страховых платежей, определив класс профессиональных рисков организации.
оценка и учет профессиональных рисков это
Производство строительно-монтажных работ, к слову, относят к 6 классу профессиональных рисков

Впрочем, именно эта методика и отвечает на вопрос, как определить класс профессионального риска. В 2016 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заново соотносит виды экономической деятельности с классами профессионального риска. А значит, изучив Приказ Минтруда от 30.12.2016 №851Н, можно без труда определить соответствующий класс профессиональных рисков.

Редкая организация сейчас в своем уставе имеет один вид экономической деятельности, и у руководителя может возникнуть вопрос, по какому из ОКВЭД определять класс профессионального риска. Ответ, лежащий на поверхности, и является правильным — основной вид деятельности, заявленный в учредительных документах, является ключевым, по которому и определяется класс.

Учет профессиональных рисков

Как определить класс профессионального риска, мы разобрались. Что же касается учета этой информациии — потребуется взаимодействие с Фондом социального страхования (ФСС). Без подтверждения основного вида деятельности ФСС выбирает тот вид которому сопутствует наибольший профессиональный риск, и назначает соответствующий тариф.

Чтобы подтвердить перед ФСС основной вид деятельности, требуется заблоговременно предоставить заявление о подтверждении вида деятельности и пояснительную записку к отчетности за истекший год.

Учет величины профессионального риска производится в соответствии с разработанной процедурой системы управдения охраной труда — о системном подходе в управлении проф. рисками мы писали ещё ранее. Если говорить кратко, то каждое из действий (будь то идентификация, оценка или снижение профиссионального риска) требует своей инструкции и результирующего документа (отчет или заключение) рабочей комиссии, а для неприемлемых рисков разрабатывается отдельный план управления.

Оценка и учет профессиональных рисков при помощи сторонних организаций обеспечит не только экономию времени и гарантии избежать ошибок, но и обеспечение объективности результатов оценки.

Как видите, если разобраться в сущности, оценка и учет профессиональных рисков это несложно: следует определить класс профессионального риска организации, и, используя одну из упомянутых нами методик, оценить риски на рабочих местах. Если вдруг запутаетесь, обращайтесь — мы рады Вам помочь.

Обратитесь за бесплатной консультацией 374-60-40
928-26-48

Получайте анонсы статей

Введите Ваш адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к нам!

Найти на сайте:

Обратитесь за бесплатной консультацией 374-60-40
928-26-48

Сервис обратного звонка RedConnect