Оценка и учет профессиональных рисков это что и зачем?

Оценка и учет профессиональных рисков это что и зачем?

 назад к списку статей

оценка и учет профессиональных рисков это

Оценка и учет профессиональных рисков это ключевой элемент в системе управления охраной труда, а в рамках риск-ориентированного подхода является горячей темой для обсуждения многих руководителей. Сегодня разберемся, как следует оценивать и учитывать профессиональные риски.

Оценка и учет профессиональных рисков это…

Все становится на порядок проще, когда понятна суть. Оценка и учет профессиональных рисков не исключение, поэтому сначала поймем, что и как именно мы будем оценивать. Начнем с определений профессионального риска и управления им, цитируя ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации:

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

С введением риск-ориентированного подхода как никогда актуальным стало понятие класса профессионального риска, его мы находим уже в ст.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»:

Класс профессионального риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Так, оценка и учет профессиональных рисков это понимание двух основных терминов: профессиональный риск и класс профессионального риска. Обе эти величины имеют единую природу, однако разлиные методики оппределения.

Как же оценить профессиональный риск
(и определить его класс)?

Для повышения точности результатов оценка и учет профессиональных рисков осуществляется в отношении одного рабочего места (или группы рабочих мест). На сегодняшний день существует, как минимум, 3 действующих методики оценки профессиональных рисков:

  • Управленческая. Согласно данной методике рабочая группа по заранее заготовленным анкетам производит экспертную оценку наличия профессиональных рисков и оценивает тяжесть последствий возможных происшествий. Полученные показатели интерпретируются согласно специальной шкале рисков.
  • Теоретическая. Использование этой методики подразумевает соотнесение соответствующих показателей здоровья работников в рассматриваемой группе к аналогичным показателям в группе сравнения или контрольной группе. Методика требует параллельных исследований и исключает возможность сопоставить результаты разных авторов.
  • Экономическая. Данная методика, с одной стороны, единственная, имеющая юридический статус в Российской Федерации, однако, имеет низкую точность — расчет производится в отношении вида экономической деятельности. Во многом, ее главная цель — обосновать расчет страховых платежей, определив класс профессиональных рисков организации.
оценка и учет профессиональных рисков это
Производство строительно-монтажных работ, к слову, относят к 6 классу профессиональных рисков

Впрочем, именно эта методика и отвечает на вопрос, как определить класс профессионального риска. В 2016 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заново соотносит виды экономической деятельности с классами профессионального риска. А значит, изучив Приказ Минтруда от 30.12.2016 №851Н, можно без труда определить соответствующий класс профессиональных рисков.

Редкая организация сейчас в своем уставе имеет один вид экономической деятельности, и у руководителя может возникнуть вопрос, по какому из ОКВЭД определять класс профессионального риска. Ответ, лежащий на поверхности, и является правильным — основной вид деятельности, заявленный в учредительных документах, является ключевым, по которому и определяется класс.

Учет профессиональных рисков

Как определить класс профессионального риска, мы разобрались. Что же касается учета этой информациии — потребуется взаимодействие с Фондом социального страхования (ФСС). Без подтверждения основного вида деятельности ФСС выбирает тот вид которому сопутствует наибольший профессиональный риск, и назначает соответствующий тариф.

Чтобы подтвердить перед ФСС основной вид деятельности, требуется заблоговременно предоставить заявление о подтверждении вида деятельности и пояснительную записку к отчетности за истекший год.

Учет величины профессионального риска производится в соответствии с разработанной процедурой системы управдения охраной труда — о системном подходе в управлении проф. рисками мы писали ещё ранее. Если говорить кратко, то каждое из действий (будь то идентификация, оценка или снижение профиссионального риска) требует своей инструкции и результирующего документа (отчет или заключение) рабочей комиссии, а для неприемлемых рисков разрабатывается отдельный план управления.

Оценка и учет профессиональных рисков при помощи сторонних организаций обеспечит не только экономию времени и гарантии избежать ошибок, но и обеспечение объективности результатов оценки.

Как видите, если разобраться в сущности, оценка и учет профессиональных рисков это несложно: следует определить класс профессионального риска организации, и, используя одну из упомянутых нами методик, оценить риски на рабочих местах. Если вдруг запутаетесь, обращайтесь — мы рады Вам помочь.

ОХРАНА ТРУДА ПОД КЛЮЧ
ГОТОВЫЕ ПАКЕТЫ ДОКУМЕНТОВ


для офисной организации

для оптовой торговли

для малого производства

или подберите свой пакет, используя

калькулятор документов

Обратитесь за бесплатной консультацией 374-60-40
928-26-48

Получайте анонсы статей

Введите Ваш адрес электронной почты:

Присоединяйтесь к нам!

Обратитесь за бесплатной консультацией 374-60-40
928-26-48