С самого начала работы организации (или с момента ввода в штатное расписание новой должности) определяются правила безопасного выполнения работ на этой должности. Эти правила заключаются в инструкцию по охране труда, которая является локальным нормативным актом организации и неотъемлемой частью охраны труда на всем предприятии. Кто разрабатывает инструкции по охране труда? Должен ли это делать ответственный за охрану труда, специалист, или сам руководитель? Давайте разберёмся.
Признаемся сразу: пересмотрев все основные нормативные правовые документы по охране труда заявляем: ни один из них не приводит точных должностей работников организации, кто разрабатывает инструкции по охране труда. Единственное упоминание об обязанностях разработки инструкций по охране труда ложится на работодателя (ст. 212):
«Работодатель обязан обеспечить … разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов»
Такая неоднозначность лишь подчеркивает необходимость принять твердое решение распределить ответственность. Вариантов, на самом деле немного: либо этим занимается сам руководитель, либо ответственный за охрану труда (в отдельном случае — специалист по охране труда), или руководители подразделений. Разберем каждый из случаев немного подробнее, ведь, по сути, каждый из них правомерен.
Такой исход чаще встречается в компаниях, которые представляют собой микро- и малые предприятия. В таких организациях руководитель зачастую выполняет обязанности нескольких работников и сам же является ответственным за охрану труда.
Плюсы: полное понимание рисков при выполняемых работах, максимально точные инструкции по охране труда.
Минусы: не основной вид деятельности, потеря времени и качества выполнения задач руководства.
Если работник, кто разрабатывает инструкции по охране труда, является ответственным за охрану труда, или является специалистом по охране труда (когда в штате компании работает больше 50 человек), то в документообороте компании уже больше смысла. По крайней мере, руководитель или (как часто это бывает) главный бухгалтер не отвлекаются от сових прямых обязанностей. Более того, у специалиста (или ответственного) по охране труда, есть профильное образование (или, как минимум, повышение квалификации), а значит, инструкции будут выполнены со знанием дела.
Плюсы: квалифицированное отношение к делу, знание тонкостей документооборота в области охраны труда.
Минусы: расхождение с должностными обязанностями ответственного (специалиста), выполнение несвойственных ему функций.
Есть ещё один момент, который иногда работодатели обходят стороной — алкоголь. Алкоголь и работа несовместимы — работодатель должен отстранить работника, если тот появился в нетрезвом состоянии. А с самим работников следует провести, как минимум, разъяснительную беседу. А лучше — предложить помощь. Анонимно. Читать далее…
Если работник, кто разрабатывает инструкции по охране труда, является ответственным за охрану труда, или является специалистом по охране труда (когда в штате компании работает больше 50 человек), то в документообороте компании уже больше смысла. По крайней мере, руководитель или (как часто это бывает) главный бухгалтер не отвлекаются от сових прямых обязанностей. Более того, у специалиста (или ответственного) по охране труда, есть профильное образование (или, как минимум, повышение квалификации), а значит, инструкции будут выполнены со знанием дела.
Плюсы: логичное разделение обязанностей в сфере охраны труда, распределение документальной нагрузки, квалифицированная разработка инструкций.
Минусы: нежелание руководителей подразделений заниматься разработкой инструкций.
Еще один вариант (и, пожалуй, самый надёжный!) поручить разработку инструкций по охране труда непосредственно нам. Накопленный опыт позволит сделать нам это не только быстро, но и точно: за годы работы с компаниями из очень разных сфер мы научились отражать в инструкциях как пожелания руководства, так и тонкости профессии.
Плюсы: многолетний опыт, квалифицированный подход к делу, учёт всех тонкостей работы организации, краткие сроки разработки, безлимитные консультации.
Минусы: никаких.
Каким бы ни был Ваш выбор, мы настоятельно рекомендуем Вам зафиксировать Ваш выбор в документе системы управления охраной труда «Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в области охраны труда)» и ознакомить с этим документом тех, кто разрабатывает инструкции по охране труда.
Типовое положение о системе управления охраной труда
Как адаптировать типовое положение о СУОТ для своей организации?
Положение по СУОТ для предприятия — отправная точка охраны труда
Кажется, ни один год на оставляет в покое специалистов по охране труда. Текущий, 2023 -…
Мы не устаём повторять: СУОТ - это не просто стопка бумаг, гордо стоящая на полке.…
В целом, неважно, только приступаете вы к разработке СУОТ, или уже собираетесь её внедрить. В…
Вот и пришло время. Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда всегда было обязательным атрибутом…
Коллеги, сегодня вашему вниманию представляем вводный инструктаж по охране труда (образец). Документ включает в себя…
Каждый день мы трепетно следим за всеми возможными изменениями в трудовом законодательстве, и последний месяц…