Оцените эту статью!

оценка уровня профессионального риска


ЦПР Эксперт

Павел Матвеев, эксперт по охране труда
22 апреля 2019 г., охрана труда, профессиональные риски, система управления охраной труда

В последнее время в требования предписания ГИТ включается оценка уровня профессионального риска. Как грамотно их выполнить, расскажем в этой статье.

Оценка уровня профессионального риска — требование предписаний ГИТ

Если Вы уже получили подобное предписание, то следующие строки Вам окажутся знакомы. Если нет, посмотрите, как требуется оценка уровня профессионального риска в предписании государственного инспектора по труду.

№ п/п Перечень нарушений требований, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства Срок выполнения
01 С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками, а именно: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков. (ст. 209, ст. 211, ст. 212; ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 33,34,35 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. №438); 00.00.0000
02 Работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и не составлен их перечень, работа должна проводиться с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комиссии (комитета) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); 00.00.0000
03 Работодателем не установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями. (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 36 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); 00.00.0000
04 С целью организации процедуры информирования работников об уровнях профессиональных рисков, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил (определил) формы такого информирования и порядок их осуществления (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 41,42 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); 00.00.0000
05 С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил порядок выявления потенциально возможных аварий и порядок действий в случае их возникновения (ст. 209, ст. 211, ст. 212, ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», п.2 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», п. 60 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.06.2016 г. №438); 00.00.0000
06 Работодатель не осуществляет доведение до работников достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья на объекте в целом(ст. 219 Федерального закона от 30.12.2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»). 00.00.0000
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Проведение оценки профессиональных рисков

Запутались? Напишите нам, мы поможем. Бесплатно. Обратиться!

Эти строки мы позаимствовали из предписаний, которые нам приносят компании, обратившиеся за помощью. Ниже мы расскажем, что означают эти требования и как грамотно их выполнить с первого раза.

Каких документов требует оценка уровней профессионального риска?

1. В первую очередь, оценка уровня профессионального риска требует полноценной инструкции: что и как делать. Поэтому несмотря на то, что это только третье по счёту требование ГИТ, начать целесообразно именно с него.

003. Работодателем не установлен порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Речь идёт о процедуре системы управления охраной труда (СУОТ) под названием «Процедура управления профессиональными рисками». Если у Вас СУОТ уже разработана и внедрена, то волноваться не о чем, смело переходим ко следующему пункту.

2. Далее, что подразумевает оценка уровня профессионального риска — идентификация (выявление) опасностей.

002. Работодателем не проведена идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и не составлен их перечень.

Наиболее полный на сегодня перечень опасностей содержится в приказе Минтруда №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Ваша задача — выбрать из них те, которые относятся к рабочим местам Ваших сотрудников. Результат будет частью отчёта о проведении оценки профессиональных рисков.

3. Третьим шагом исполнения такого предписания ГИТ станет непосредственно оценка уровня профессионального риска.

001. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики своей деятельности, не реализовал мероприятия по управлению профессиональными рисками.

Выберите метод оценки профессиональных рисков, наибольшим образом подходящий к Вашей ситуации и начните работу. Результатом работы будут так называемые карты оценки профессиональных рисков — по одной на каждое рабочее место.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Приказ о проведении оценки профессиональных рисков: образец

4. Далее — позаботьтесь о том, чтобы у Вас была подробнейшая инструкция на случай, если неприятность все-таки произошла.

005. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил порядок выявления потенциально возможных аварий и порядок действий в случае их возникновения.

Имеется в виду процедура системы управления охраной труда «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания». Как и ранее, если СУОТ у Вас уже разработана и внедрена, просто предъявите её инспектору.

5. Финишная прямая! Теперь оценка уровня профессионального риска должна быть предана огласке. Иначе говоря, все результаты Ваших трудов следует регулярно доводить до сведения самих работников — согласно положениям Трудового кодекса, работник имеет право на исчерпывающую информацию об условиях труда.

004. С целью организации процедуры информирования работников об уровнях профессиональных рисков, работодатель исходя из специфики своей деятельности, не установил (определил) формы такого информирования и порядок их осуществления.
006. Работодатель не осуществляет доведение до работников достоверной информации о существующем риске повреждения здоровья на объекте в целом.

И здесь нас выручает система управления охраной труда, на сей раз это процедура «Процедура информирования работников об условиях труда». Документ должен содержать перечень видов передачи информации о состоянии, условиях и безопасности труда от работодателя к работнику.

Фрагмент предписания государственного инспектора по охране труда:
предписание ГИТ

Не всегда из самого предписания понятно, какие документы нужно предоставить в инспекцию по труду.

Оценка уровня профессионального риска: что может не понравиться ГИТ?

Ответ, на самом деле, достаточно лаконичен. Если каждый документ из списка, приведённого выше, грамотно разработан с учётом всей специфики деятельности организации, то вопросов со стороны ГИТ не должно возникнуть. Впрочем, мы не держим в секрете наиболее популярные причины «возврата документов на доработку», вот они:

  • недостаточная глубина проработки: документы скачаны из сети, не учтена специфика деятельности, или сам документ имеет подозрительно малый объём информации;
  • отсутствие расчётов: оценка уровня профессионального риска не содержит информации о том, как именно производился расчет (вычисления, формулы, метод);
  • заимствование результатов: внутри просматриваются очевидные фрагменты оценки уровня профессиональных рисков от других организаций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Управление профессиональными рисками

Статьи по теме:

Управление профессиональными рисками

Что такое оценка и учет профессиональных рисков

Система управления профессиональными рисками