Организация охраны труда в школе: исчерпывающее руководство
Организация охраны труда в школе, как впрочем и в любой другой компании, требует тщательного разбора, высокой степени внимания и системного подхода. Чтобы не запутаться во всём круговороте документов и мероприятий, сегодня мы приводим исчерпывающее руководство по данному вопросу. Имея его под рукой, вы сможете за короткое время навести порядок как в охране труда, так и в голове. Приятного и полезного вам чтения.
Организация охраны труда в школе:
с чего начать?
Особенно тяжело отвечать на такой вопрос, когда охраной труда в школе давненько не занимались. Дел накопилось столько, что не знаешь, за что и хвататься. Но не пугайтесь, сейчас всё разъясним.
Сначала определитесь с ответственным должностным лицом. Будет ли это специалист по охране труда (отдельная должность, специально выделенный человек), или работник, на которого вы возложите обязанности по охране труда? Выбирать между этими двумя вариантами нужно с умом, потому как есть нюансы. Они, к слову, содержатся в 223-ей статье Трудового кодекса.
Если в вашей школе трудятся более 50 человек (а так бывает чаще всего), то без выделенной должности штатного специалиста по охране труда не обойтись. Он, в свою очередь, должен иметь соответствующее профильное образование или пройти профессиональную переподготовку (не менее 250 часов). Если штат ещё больше, можно задуматься о целой службе охраны труда (чтобы со всем управляться). Ну а во всех иных случаях можно просто обойтись назначением ответственного. Впрочем будьте внимательны: в любом из вышеперечисленных случаев ответственный должен пройти специальное обучение по программам охраны труда!
Впрочем начать нужно именно с системы управления охраной труда. Что это такое? Мы очень, очень много об этом писали. Если хотите ознакомиться коротко, то вот вам информационная статья. И вы правы, время идёт, законодательство меняется. Что важно сегодня знать о системе?
- действующий на момент написания статьи приказ об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда числится под номером 776Н;
- для каждой организации система управления охраной труда имеет уникальный набор процедур и не ограничивается лишь одним положением о СУОТ;
- система управления охраной труда не должна «мёртвым грузом» лежать на полке — это совокупность документов, которая используется, пересматривается и совершенствуется постоянно.
Почему мы начали именно с системы? Потому что, во-первых, это требование закона (да, СУОТ обязан быть разработанной и внедрённой в каждой школе!). А во-вторых, это прекрасная возможность структурировать все мероприятия по охране труда. Вы сразу это почувствуете, как только сформируете главный документ системы — Положение о СУОТ.
Шаг второй: обучение
Пожалуй, первое, чем нужно озадачиться после формирования и внедрения СУОТ в рамках организации охраны труда в школе, — специальное обучение. Естественно, по охране труда. Для школ, как и для многих других организаций мы приветствуем «комиссионный» метод обучения. В этом случае в образовательных центрах обучаются только члены комиссии, а дальше уже они передают и проверяют знания работников внутри школы. Каков же «рецепт» специального обучения по охране труда в школе? Записывайте «ингредиенты». Вернее сказать, приказы, которые вам потребуется подготовить.
- о направлении членов будущей комиссии на обучение по охране труда в образовательный центр;
- о формировании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- утверждения программ обучения (А, Б и так далее), экзаменационных вопросов и формы протокола проверки знаний.
После того, как все документы оказались «на борту», приступайте к обучению. Проводите внутренние семинары, встречи, круглые столы (любой формат на ваше усмотрение), словом, передавайте знания. Затем проверяйте, составляйте протокол, подписывайте у членов комиссии и у работников. Немного позднее, с 2023 года потребуется получить ещё и специальный регистрационный номер, но об этом мы напишем позже.
Выделите для себя главный момент по обучению охране труда — сроки. Действующая нормативная база на момент написания статьи — Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Именно там вы сможете уточнить все необходимые сроки специального обучения по охране труда.
Организация охраны труда в школе: СОУТ и ОПР
Если вдруг вам ещё не знакомы эти аббревиатуры, самое время познакомиться. СОУТ = специальная оценка условий труда. Что это такое? Почитайте в нашей отдельной статье — ёмко, кратко и понятно. Об оценке профессиональных рисков мы тоже написали уже немало. Для вашего комфорта мы собрали все статьи на эту тему в отдельную подборку. Пожалуйста, открывайте, читайте, задавайте вопросы в комментариях.
В этой же статье, где мы ведём речь об организации охраны труда в школе, приведём лишь самое важное. Некий «срез» по этим двум процедурам. Во-первых, специальная оценка условий труда (она же СОУТ). Требуется для того, чтобы определить класс условий труда и назначить соответствующие льготы работникам. СОУТ завязан на инструментальных протокольных измерениях, что делает оценку более объективной. Оценка профессиональных рисков, напротив, умозрительная процедура. Она позволяет предугадать и предупредить работников о профессиональных опасностях, которые могут их настичь.
Несмотря на то, что обе процедуры в некоем смысле параллельны, они поразительно отличаются друг от друга. И вовсе не заменяют, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому и за одним, и за другим лучше обратиться в специализированную организацию.
Шаг третий: медицинские осмотры
Ещё одна святая обязанность работодателя — организация проведения медицинских осмотров. К слову, не менее святая обязанность работников — их пройти. Так или иначе, процедуру нужно выполнить (а педагогическим работникам пройти ещё и психиатрическое освидетельствование). Что для этого потребуется?
Прежде всего, немного подготовки. Само собой, нужно выбрать правильную медицинскую организацию (обязательно проверьте наличие лицензии!). Изучить ещё раз материалы специальной оценки условий труда — в картах пишется, кому рекомендуется проводить медицинский осмотр, а кому нет. И составить перечни — как поимённые, так и общего контингента. Главное в этом перечне — указание вредных производственных факторов, с которыми сталкиваются работники школы.
Организация охраны труда в школе: финальный аккорд
Финальным аккордом в организации охраны труда в школе будет учёт выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ). Не секрет, что помимо педагогического персонала в школе числятся рабочие, электрики, «хозяйственники», дворники. Им все полагается СИЗ. Что же нужно для них подготовить?
- приказ, утверждающий нормы выдачи СИЗ (а лучше ещё и нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств);
- личные карточки учёта выдачи СИЗ и смывающих и обезвреживающих средств.
В целом, это всё. Всё, что является самым необходимым по охране труда с точки зрения законодательства. Безусловно, к этому набору мероприятий и документов потребуется документальное оснащение профессиональных союзов, назначение и определение функций комитета по охране труда. Назначение уполномоченных лиц. Но поскольку эти моменты носят для работодателя рекомендательный характер, об этом мы поговорим в другой статье. Берегите себя!
Работники рабочих профессий не обязательно должны обучаться и проверять знания раз в год !!! Требования п. 60 Порядка обучения применимы для работников проходящих обучение по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
«Требования к периодичности проведения планового обучения работников требованиям охраны труда по программам обучения требованиям охраны труда, указанным в подпункте «в» пункта 46 настоящих Правил, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, или в случае отсутствия указанных требований — не реже одного раза в год.
Наталья, спасибо за уточнение! Хорошего Вам дня!